СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Капаклы Инна Анатольевна
Музыкальный руководитель
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение, детский сад № 4,
город Саки, Республика Крым, Россия.
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста средствами музыкальной выразительности. Представлен обзор видов деятельности на музыкальных занятиях, и их влияние на формирование личности ребенка.
Ключевые слова:
Социализация; личность; творчество; адаптация; самовыражение; развитие.
«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В.А.Сухомлинский
Мир вокруг нас такой многообразный и быстро развивающийся и что порой не легко соответствовать его требованиям и стандартам. Свои условия диктует социальная культура, которой всё больше нужны самостоятельные, решительные люди с сильной волей, те, которые имеют свое мнение, могут его выразить и отстоять, ценится способность проявлять инициативу. В то же время, наполненность души тоже должна соответствовать высокому уровню развития. Поэтому предлагаю поразмышлять о вопросе социализации личности.
Социализация по определению - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. [1, с. 36]
Я, как человек творческий, понимаю, что очень важную роль в развитии полноценной личности играет музыка. С одной стороны – музыка, которую мы слушаем – это отражение нашего внутреннего мира, с другой стороны, то что мы слушаем – влияет на формирование внутренних качеств, и как доказали ученые – музыка влияет и на наше развитие и состояние как духовное так и физическое.
Музыка сопровождает человека с первых дней его жизни. Колыбельные пропетые матерью удивительным образом могли убаюкать, утешить малыша. С течением времени меняются и музыкальные приоритеты человека. Но многое зависит от взрослых людей, принимающих участие в воспитании человека, что мы предложим послушать малышу, и каким примером для него мы являемся. Наивная детская душа ищет мира и тепла; чудесной, доброй сказки; радости и счастья. И все это ей может дать музыка. В детском саду, музыкальные занятия проводятся во всех группах, начиная с ясельной, и заканчивая подготовительной к школе группе. Когда дети, ясельной группы, только начинающие посещать садик, приходят на музыкальное занятие – можно наблюдать за их реакцией и изменением и настроения и поведения во время звучания и исполнения песен и музыкальных игр. Ребенок чувствует доброту и положительный настрой в музыке, и непременно откликается на него. Некоторые дети замкнуто себя ведут в группе, плачут, просятся домой, а на музыкальных занятиях раскрепощаются, и видя восторг на их лицах – удивляешься силе музыки! К тому же, музыка помогает их развитию и адаптации в новой среде.
Подрастая, ребенок усваивает навыки и приобретает опыт в пении, в исполнении движений, а также во взаимодействии со сверстниками. Кроме этого, я, как музыкальный руководитель стараюсь привить детям интерес и любовь к музыке русских и зарубежных композиторов, а также к народному творчеству. На занятиях активно используются русские народные песни, потешки, хороводы и игры. Наша цель разглядеть и помочь проявить и развить творческую искру, и постараться сделать это, принимая во внимание возрастные особенности, а также интересы и переживания детей.
Музыка притягивает человека, и я убеждена, что ребенок должен с радостью идти на музыкальные занятия, где через средства музыкальной выразительности он будет учиться мыслить, ощущать, сопереживать ощущениям других, и таким образом раскрывать себя и свою душу. Ребенку нужно помочь научиться понимать свои чувства и управлять ими. А результатом этой творческой деятельности при соприкосновении с музыкой является преобразование личности в яркую индивидуальность. Возможно, именно при соприкосновении с прекрасным миром музыки ребенок ощутит свою значимость, научится быть толерантным, ответственным, трудолюбивым.
Ведь каждый вид деятельности на музыкальных занятиях чему-то учит маленького члена общества. Слушая музыку, дети погружаются в мир, созданный композитором и преобразуют его в своем сознании в понятный для них образ. В пении ребенок непосредственно приобщается к музыкальной деятельности, пробует себя в роли исполнителя. И помимо развития музыкальных способностей, у детей развивается память, они учатся владеть актерским мастерством. А исполнение танцевальных композиций и игра на музыкальных инструментах учит детей пониманию своей значимости с одной стороны, и важности взаимодействия с окружающими – с другой стороны. В работе с детьми иногда проблемой является дисциплина в группе, но и в этом случае при помощи музыки и игрового момента можно наладить контакт с детьми и вернуть их внимание. На занятиях у нас действует негласный договор, когда я исполняю на фортепиано незатейливую мелодию, дети выполняют то или иное действие: одна мелодия «говорит» нам о том, что сейчас все присаживаются на стульчики, другая мелодия «зовет» нас танцевать, под звуки третьей мелодии – мы берем в руки реквизиты для танцев, игр и т.д. Дети с радостью и активно реагируют и выполняют музыкальную «просьбу». Эта практика активизирует восприятие музыки, а также помогает детям почувствовать себя важными и компетентными, ведь они понимают «язык музыки». Важно, чтобы это всё происходило естественно и не принужденно, ведь ребенок учится играя.
Не многие из моих воспитанников в будущем выберут музыкальную сферу деятельности, как основную для своей жизни, но для меня будет ценно, что я помогу им стать настоящими личностями, людьми отзывчивыми, гуманными, но в тоже время с активной жизненной позицией, людьми, которые в обществе смогут быть полезными.
Список литературы:
- «Краткий словарь основных понятий по социологии», НОВОСИБИРСК 2009