План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Тип урока: закрепление изученного материала
Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: «Просвещение», 2015
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний
Задачи урока:
- закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
- совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
- формировать умение определять тему и цели урока;
- воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.
План урока:
1.Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
2.Формулирование темы урока.
3.Приём «Корзина идей».
4.Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»
5.Самостоятельная работа.
6.Итог урока. Рефлексия.
Ход рока:
- Актуализация знаний. Синтаксическая разминка.
- Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.
- Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
- Гроза прошла, и скоро опять показалось солнце.
- В этом году осень поздняя.
- Солнце бросает ласковые лучи и оживляет окрестность.
- Составим схемы первых двух предложений.
- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)
- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)
-Приведите примеры таких предложений.
- Формулирование темы урока.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)
- Запишем тему в тетрадь.
- Приём «Корзина идей».
- Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки).
- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.
согласование | управление | примыкание |
лесной реки | шел берегом | вдруг услышал |
в этом году | берегом реки | скоро засияло |
теплые лучи | услышал в зарослях | скоро опять засияло |
услышал шорох | ||
бросает лучи | ||
оживляет окрестность |
- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.
- Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются также в «корзину идей»).
- Прочитаем текст.
Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)
- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
простые | сложносочиненные | сложноподчиненные |
Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... | Когда телега выехала со станции, были сумерки. | |
Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. | Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. | |
Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. | ||
Было тихо, но холодно, морозно. |
- Самостоятельная работа.
1.- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек:
вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
3. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).
Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 3 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись:
1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?