Словосочетание. Простое и сложное предложение - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 181
  • Скачиваний: 20

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тип урока: закрепление изученного материала

Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: «Просвещение», 2015

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний

Задачи урока:

  • закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
  • совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
  • формировать умение определять тему и цели урока;
  • воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.

План урока:

1.Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.

2.Формулирование темы урока.

3.Приём «Корзина идей».

4.Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»

5.Самостоятельная работа.

6.Итог урока. Рефлексия.

Ход рока:

  1. Актуализация знаний. Синтаксическая разминка.

Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.

  1. Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
  2. Гроза прошла, и скоро опять показалось солнце.
  3. В этом году осень поздняя.
  4. Солнце бросает ласковые лучи и оживляет окрестность.

- Составим схемы первых двух предложений.

- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)

- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)

-Приведите примеры таких предложений.

  1. Формулирование темы урока.

- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)

- Запишем тему в тетрадь.

  1. Приём «Корзина идей».

- Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки).

- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.

согласование

управление

примыкание

лесной реки

шел берегом

вдруг услышал

в этом году

берегом реки

скоро засияло

теплые лучи

услышал в зарослях

скоро опять засияло

 

услышал шорох

 
 

бросает лучи

 
 

оживляет окрестность

 

- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.

  1. Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются также в «корзину идей»).

- Прочитаем текст.

Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)

- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

простые

сложносочиненные

сложноподчиненные

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю...

 

Когда телега выехала со станции, были сумерки.

Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички.

 

Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.

Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня.

   

Было тихо, но холодно, морозно.

   
  1. Самостоятельная работа.

1.- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для всех карточек:

вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.

К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.

К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.

К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.

К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.

3. Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 3 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись:

1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.

Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: