Главной задачей начальной школы является формирование умения читать тексты быстро, безошибочно и осмысленно. Это необходимо для успешного усвоения всех учебных предметов.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то каждый ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Задача учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать групповую и индивидуальную работу.
Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работ над текстом.
- Чтение текста и нахождение в нём предложения, в котором заключена главная мысль.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Работа со словом. Читай правильно: чтение слова по слогам, деление слов на слоги и для переноса, определение ударного слога, подбор образующего слова, синонима.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень» и другие.
- Комбинированнное чтение.
- Чтение всего текста, деление его на части.
- Чтение по частям и составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к краткому пересказу.
- Чтение «цепочкой» по предложению.
- Чтение «цепочкой» по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в тексте.
- Нахождение и чтение по данному началу или концу всего предложения.
- Нахождение и чтение отрывка к данной пословице.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (сказки).
- Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (басни).
- Чтение и составление сценария к фильму.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Пересказ прочитанного при помощи жестов и мимики.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное).
- Нахождение и чтение отрывка, который нужно прочитать с определённым чувством (строго, с мольбой, презрительно, весело, с возмущением, с насмешкой, радостно, грустно).
- Конкурсное чтение стихотворений.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
- Нахождение в тексте самого длинного слова.
- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х-сложных слов.
- Нахождение и чтение слов на заданную учителем орфограмму.
- Формулирование вопроса так, чтобы ответом было выделенное в тексте предложение.
- Нахождение в тексте выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя.
- Нахождение в тексте слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Оформление обложки книги.
- Чтение и определение типа и стиля текста.
Данные разнообразные виды работы с текстом способствуют обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию или фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, прослеживаются межпредметные связи.