Систематизация видов работ над текстом на уроках чтения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 93
  • Скачиваний: 0

     Главной задачей начальной школы является формирование умения читать тексты быстро, безошибочно и осмысленно. Это необходимо для успешного усвоения всех учебных предметов.

     Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то каждый ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Задача учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать групповую и индивидуальную работу.

     Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работ над текстом.

  1. Чтение текста и нахождение в нём предложения, в котором заключена главная мысль.
  2. Чтение и пометка непонятных слов.
  3. Работа со словом. Читай правильно: чтение слова по слогам, деление слов на слоги и для переноса, определение ударного слога, подбор образующего слова, синонима.
  4. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень» и другие.
  5. Комбинированнное чтение.
  6. Чтение всего текста, деление его на части.
  7. Чтение по частям и составление плана.
  8. Чтение по готовому плану.
  9. Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.
  10. Чтение с сокращением текста. Подготовка к краткому пересказу.
  11. Чтение «цепочкой» по предложению.
  12. Чтение «цепочкой» по абзацу.
  13. Чтение вполголоса.
  14. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
  15. Чтение, ответы на вопросы.
  16. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  17. Чтение самого красивого места в тексте.
  18. Нахождение и чтение по данному началу или концу всего предложения.
  19. Нахождение и чтение отрывка к данной пословице.
  20. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (сказки).
  21. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (басни).
  22. Чтение и составление сценария к фильму.
  23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  24. Чтение по ролям.
  25. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  26. Пересказ прочитанного при помощи жестов и мимики.
  27. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное).
  28. Нахождение и чтение отрывка, который нужно прочитать с определённым чувством (строго, с мольбой, презрительно, весело, с возмущением, с насмешкой, радостно, грустно).
  29. Конкурсное чтение стихотворений.
  30. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  31. Нахождение и чтение слов, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  32. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
  33. Нахождение в тексте самого длинного слова.
  34. Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х-сложных слов.
  35. Нахождение и чтение слов на заданную учителем орфограмму.
  36. Формулирование вопроса так, чтобы ответом было выделенное в тексте предложение.
  37. Нахождение в тексте выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя.
  38. Нахождение в тексте слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  39. Оформление обложки книги.
  40. Чтение и определение типа и стиля текста.

     Данные разнообразные виды работы с текстом способствуют обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию или фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, прослеживаются межпредметные связи.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: