Воспитание ребенка-это не такая простая задача,как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и стили семейного воспитания. Как в них разобраться? Какие методы семейного воспитания выбрать? Мы будем искать ответы вместе.
Семейное воспитание и семейная педагогика в зависимости от того, как родители воспринимают и контролируют ребенка эмоционально, различают следующие стили воздействия:
авторитетный,авторитарный,либеральный,равнодушный.
Виды семейного воспитания
Авторитетные и авторитарные стили
Авторитетный стиль. Родители признают и всячески поощряют независимость ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления ребенка пересматривать требования и правила к нему. Авторитарный стиль выражается низким уровнем восприятие детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше похоже на диктат, когда все просьбы произносятся в виде приказов, а требования, запреты и правила не меняются ни под каким предлогом.
Виды семейного воспитания ребенка
Либеральные и индифферентные стили
В семье ,где детей тепло принимают эмоционально, а контроль над ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.
С безразличным стилем родители очень активно участвуют в воспитании, ребенок воспринимается эмоционально холодным, его потребности и интересы просто игнорируются. Практически никакого контроля со стороны отца и матери.
Конечно, каждый из описанных стилей влияет на ребенка определенным образом. Но главную роль в формировании личности играют виды семейного воспитания. Мы рассмотрим их подробно.
Методы семейного воспитания
Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничные и дисгармоничные. Первое подразумевает:
взаимная эмоциональная поддержка;
максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
признание того, что ребенок-это человек, и он может выбирать свой путь развития;
поощрение самостоятельности детей.
Кроме того, в трудной ситуации царит уважение и равные права как у родителей ,так и у ребенка на принятие решений. Система требований к ребенку здесь всегда оправдана его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит системный характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрение и наказание всегда заслуженно и обоснованно. Родители настойчивы и не противоречат друг другу в вопросах образования, но при этом каждый сохраняет за собой право на собственное видение ситуации. Мать или отец могут вносить изменения в систему образования в зависимости от возраста детей.
Типы дисгармоничного семейного воспитания
Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в той или иной степени соответствующие каждому семейству этой категории. В первую очередь дисгармоничные виды семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем по отношении к ребенку и даже возможностью эмоционального отторжения. Конечно, нет взаимности в этом отношении. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения по вопросам воспитания. В отношениях с детьми, они часто непоследовательны и противоречивы.
Рродители ограничивают ребенка, часто неоправданно. С точки зрения требований могут быть две полярные позиции: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где это необходимо, и этого недостаточно. Наказания являются незаслуженными и слишком частыми или, наоборот, отсутствуют.
Семейное воспитание и семейная педагогика
Дисгармонические типы семейного воспитания ребенка заключаются в том, что в повседневном общении с дочерью или сыном возникает повышенный конфликт. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно
Предполагается, что родители имеют разные взгляды на воспитание, которое они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но образовательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.
Дети подвергаются высоким требованиям, часто несоответствующим возрасту и индивидуальности. Гипер-социализирующее воспитание.В этом случае первое место отводится успехам, достижениям ребенка, отношению сверстников к нему, принципу долга, ответственности, обязанностям. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.
Существует вариант,когда к ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая вокруг него особую атмосферу. Это ведет к развитию эгоизма и чувства своей исключительности.
Виды семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов воздействия: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, симпатия.
Родители воспитывают своих детей не только словами и разговорами, но, прежде всего, личным примером. Поэтому важно правильно организовать семейную жизнь, личное и социальное поведение матери и отца. Мама и папа не окажут положительного влияния на ребенка, если сами не будут стремиться стать лучше. Методы семейного воспитания работают только тогда, когда родители занимаются и самообразованием.
Лучшая Модель Отношений
Семейное Воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых ребенок имеет модель взаимоотношений. На нем он и дальше будет строить всю свою жизнь, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Что это должна быть за модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, и особенности детей всегда учитываются. Родители стремятся развивать способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования к детям основаны на взаимном уважении. Воспитание основывается на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. Иначе малыш получит кучу комплексов.
Таким образом, думая о всестороннем ребенка, посмотрите на себя со стороны первых. Ведь дети копируют своих родителей. Если родитель стремиться стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться в лучшую сторону.