В основе предлагаемых материалов лежит идея использования музыкальных игр, для развития творческой активности дошкольников 5-6 лет. Данный сборник музыкальных игр предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей дошкольной образовательной организации, при проведении занятий, для включения данных игр в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Развитие музыкальной творческой активности средствами музыкальной деятельности может быть органично включено в работу различных студий и кружков; музыкальные игры могут быть внесены в содержание праздников и развлечений
Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
ФГОС ДО на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Сборник направлен на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Е. Винокуров говорил:
«Есть внутренняя музыка души...
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве».
По анализу теоретических аспектов развития творческой активности Дж. Рензулли выделил два основных компонента творческой активности: креативный компонент является основным в предложенной нами структуре творческой активности и предполагает способность порождать новые идеи, отклоняется от традиционных схем мышления быстро решать проблемные ситуации – данный компонент подразделяется 2 пункта: 1) творческое воображение; 2) творческое мышление; интеллектуальный компонент - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Эти компоненты можно сформировать, включая ребенка в музыкальную деятельность, основываясь на мнениях известных деятелей музыкальной педагогики таких как: В.А. Сухомлинский, Н. Ветлугина и т.д.
Музыкальная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Методику организации музыкально-игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: М. Кононова, Н. Ветлугина и др.
В процессе образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в музыкальной деятельности у детей развивается творческая активность.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию.
Цель сборника: развитие творческой активности у старших дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- 1. Накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;
- 2. Активизация творческой активности у старших дошкольников 5-6 лет посредством участия в музыкальных играх.
- 3. Развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.
Сборник состоит из трех разделов игр, которые позволяют включить детей в разные виды музыкальной творческой деятельности, что является необходимым условием для развития творческой активности. Каждый раздел игр соответствует компонентам творческой активности выделенных Дж. Рензулли.
Первый раздел сборника включает в себя игры, направленные на приобретение детьми опыта в музыкальной творческой деятельности, которые необходим для того, чтобы накопить музыкальные впечатления детей, научится играть в музыкальные игры, развивать выразительность интонации, пластической импровизации, научится придумывать оригинальные движения, а также научится изображать музыкальный образ.
Второй раздел – это игры, направленные на развитие творческого воображения. В данном разделе дети развивают воображения, учатся создавать воображаемую ситуацию, развивают умения передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев, таким образом дети учатся создавать свои воображаемые музыкальные образы и движения.
Третий раздел – это игры, направленные на развитие творческого мышления. В данном разделе дети учатся слышать изменения в музыке, которые связаны с изменениями в музыкальном образе, чувствовать характер и настроение музыки, передавать это в своих движения, таким образов дети учатся мыслить музыкальными образами.
Данные разделы и игры в них, расположены в таком порядке, от простого к сложному, чтобы игры легко воспринимались детям данного возраста.
Данные музыкальные игры реализуют Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Данный сборник предназначен для: воспитателей детского сада, родителей, студентов педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образование для прохождения «Преддипломной практики».
Предложенный сборник поможет успешно проводить работу по формированию у детей творческой активности.
Музыкальные игры могут использоваться на занятиях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Также к сборнику музыкальных игр прилагается диск с музыкальным сопровождением к каждой игре.