С. Алексиевич. У войны не женское лицо - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 184
  • Скачиваний: 3

«Это надо живым...»

(Читательская конференция в (X классе по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо...»)

 

В практику многих учителей литературы вошли семинарские занятия, лекции, диспуты и другие формы работы. Одной из эффективных форм урока внеклассного чтения, способствующей активному творческому осмыслению произведения, является конференция. Обмен мнениями на уроке-конференции приучает школьников ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писателю.

Мы провели конференцию по книге Светланы Александровны Алексиевич «У войны — не женское лицо...». Почему именно эту книгу, не традиционную для школы, выбрали мы? Эта книга — воспоминания женщин о войне несет правду о героизме и мужестве женщин-фронтовичек, это книга о воспитании человечности в человеке. До конференции учащиеся на уроках знакомились с произведениями В. Закруткнна «Матерь человеческая», В. Быкова «Альпийская баллада», Н. Бирюкова «Чайка», Б. Васильева «А зори здесь тихие...», с поэзией О. Берггольц и Ю. Друниной, где авторы обращаются к теме «женщина и война». Книга — «У войны не женское лицо...» заставила учеников по-новому посмотреть на сегодняшнюю жизнь; дала возможность развить интерес учеников к важным проблемам нравственной, духовной жизни». Книга С. Алексиевич нелегка для восприятия юношеству. Поэтому перед нами в первую очередь встал вопрос: как вызвать интерес к произведению, как побудить каждого ученика открыть его?

С этой целью мы решили заранее познакомить учащихся с некоторыми отзывами. И отзывы читателей, и выступления самого автора — призыв оглянуться на жизнь, посмотреть в будущее — не могли не найти откликов в душах ребят, поэтому интерес к книге возник неподдельный. После размышлений над публикациями о книге «У войны — не женское лицо...» решили не просто прочитать это произведение, но и записать свои отзывы. Вот несколько отзывов:

Все эти рассказы женщин до того правдоподобны, что даже живешь их жизнью. Я спорил в душе с ними по вопросу неподготовленности нашего поколения, полностью понимая тех матерей, которые ограждали своих детей от войны, не рассказывая о ней. Я доволен, что мои познания о войне расширились.

Это произведение я читала на протяжении нескольких вечеров. И каждый вечер, когда я прекращала читать, долго не могла успокоиться. Столько возникало мыслей и чувств? И чем больше я думала об этих женщинах, девушках, тем больше убеждалась, что многие наши девушки не подготовлены к таким испытаниям не только физически, но и нравственно.

Эта книга страшная. Страшная своей правдой. Но именно эта правда и нужна.

За несколько недель до конференции были даны вопросы для обсуждения.

«Женщина на войне...». Какие книги на эту тему вы читали? Чем отличается от них книга Светланы Алексиевич?

Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге «У войны — не женское лицо...»? Проследите, как наиболее важные раскрываются в произведении.

«Война — дело мужское», — говорит один из героев книги. Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну? Каковы их военные профессии?

Не кажется ли жестокостью по отношению к вам то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу, перевертывающую душу?

Были даны также индивидуальные задания: подготовить рассказ об истории создания книги; оформить альбом воспоминаний о войне женщин-фронтовичек. Вопросы и задания предполагали не только ответы по тексту произведения, но и прежде всего собственные рассуждения, свои взгляды на жизнь. И вот настал день, когда состоялся урок-конференция... Класс был оформлен необычно: на доске — эпиграф:

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

(А. Твардовский)

Была подготовлена выставка книг по теме, были представлены альбом отзывов учащихся о книге С. Алексиевич, альбом — книга воспоминаний о

войне женщин-фронтовичек, подготовленные учениками материалы о творчестве Ю. Друниной, О. Берггольц, М. Алигер и других. Эмоциональный настрой урока был задан песней Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» (включая и второй куплет: «До свидания, девочки, до свидания, девочки, девочки, постарайтесь вернуться назад»).

Во вступительном слове учитель раскрыл роль литературы в формировании таких нравственных понятий; как память о войне, ответственность людей за судьбы мира.

Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей, беречь домашний очаг и — ждать их. Но

июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.

«Женщина на войне...». И, отвечая на первый, предложенный для обдумывания вопрос, ученики вспоминали повести В. Закруткина «Матерь человеческая», Б. Васильева «А зори здесь тихие», поэму М. Алигер «Зоя» и стихи Ю. Друниной, говорили, что все эти произведения отличаются от книги С. А. Алексиевич, документального повествования, основанного на письмах и рассказах самих участниц войны. Понять любое произведение, тем более документальное, помогает нам история его создания.

Как создавалась книга Светланы Алексиевич? Об этом рассказала ученица, выполнявшая индивидуальное задание: «Светлана Александровна говорит нам следующее: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полковых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, партизанок, подпольщиц» . Светлана Александровна узнавала адреса бывших фронтовичек. И приезжала к ним. Но в каждом доме ее встречали по-разному. Иные отказывались, говорили: «Нет-нет, с сердцем и так плохо». Но через некоторое время рассказывали, понимая, что все равно будет «плохо». Так получилась книга рассказов-исповедей.

Свою книгу С. Алексиевич писала в документальном, публицистическом стиле. И поэтому с самого начала работы над книгой ее одолевали сомнения в правильности выбранного направления. И эти сомнения сопутствовали автору до последней точки. Хотя вряд ли она будет поставлена в такой работе. Ведь эта тема бессмертна.

В ответах на второй вопрос — о проблемах, важных для нашего времени, которые подняты в произведении «У войны — не женское лицо...», — было много интересных высказываний учеников. Вот некоторые из них.

 

Хотя книга С. Алексиевич и написана о войне, это произведение современное. Поэтому читатель не только узнает о тех событиях, но
и задумывается о том, какие проблемы затронуты в книге. Произведение написано в наши дни, поэтому в нем отражены проблемы, актуальные для нас. Это отношение к войне, отношение к женщине, воспитание чувств, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее.

Без чувства долга, чести, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека, нет человека в подлинном смысле слова.
Поэтому воспитание чувств—центральная проблема книги С. Алексиевич. В книге война раскрывается через чувства женщин — участниц войны, которые пережили ее. Это не случайно; мужчины и женщины по-разному воспринимают войну, вот как говорит об этом Саул Генрихович Подвышенский, муж Ольги Васильевны: «У меня больше конкретного военного знания, а у нее чувства. А чувства всегда ярче».

Книга «У войны — не женское лицо...» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию».Это призыв к нам — молодым. Работая над своим характером, мы должны воспитать в себе все человеческие чувства, и прежде всего чувство уважения к женщине, особенно к женщинам-фронтовичкам. Читая воспоминания любой из женщин, мы узнаем, что они чувствовали, когда первый раз стреляли в противника или видели рукопашный бой; когда спасали
раненых или слышали голос падающего в колодец ребенка; какие чувства борются в душе
у матери, когда она отправляет своего ребенка в разведку. А ведь мы не просто читаем книгу, мы ей безоговорочно верим, впитываем
мысли, чувства героинь.

Проблема отношения к женщине очень актуальна для нашего времени. Эта проблема поднимается во многих произведениях литературы, Например, Р. Гамзатов пишет так:

Я спросил на вершине,

поросшей кизилом:

«Что мужского достоинства

служит мерилом?»

«Отношение к женщине»,—

молвило небо в ответ.

«Чем измерить,— спросил я у

древней былины,—

настоящее мужество

в сердце мужчины?»

«Отношением к женщине»,—

мне отвечала она.

«Чем любовь измеряется

сердца мужского?»

«Отношением к женщине!..»

«Нету мерила такого!»,—

Возразили служители мер и весов.

Наверное, эти слова можно взять за основу. Как же относились к женщине на войне и после войны? Об этом рассказывают белорусская писательница и ее героини. Перед нами встают женщины военных лет: санитарка, подпольщица, труженица тыла. Каждая из них в своем рассказе о тех грозных годах упоминает об отношении к ним солдат. Мы видим, что на войне и после победы солдаты, огрубевшие от военной жизни, не утратили уважения и любви к женщине. Молодые девчонки, прибывшие на фронт, вызывали жалость и тяжелые раздумья у солдат: «Неужто мужиков не хватало, что дитэй таких побрали... дивчаток...» Чем же стали эти молодые девчата для солдат? Ветеран Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал...» «Сестренки», — так ласково называли их солдаты. Они оберегали их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецкой пули. Многие из воинов были обязаны им жизнью. «У войны — не женское лицо...» — это призыв к нам, к современному поколению, которому так не хватает внимания и заботы друг о друге!»

Интерес учащихся и оживленные споры вызвал вопрос: «Война — дело мужское». Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну? Каковы их военные профессии?» Отвечая на него, учащиеся приходили к пониманию смысла заглавия книги: собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо; они звучат как свидетельства — обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняют женщины. И это не случайно: женщина дает жизнь, женщина и жизнь — синонимы.

Вот некоторые из рассуждений учеников:

— Они уходили на фронт. «Все для нас, девчонок, в армии было сложно»,— вспоминает Нина Яковлевна Вишневская, старшина, санинструктор танкового батальона... «Надо ли было пускать девушек на войну? Не знаю... Но они были на войне и сделали великое дело. Они, как и мы, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу. Умирали от пуль и осколков...»,—вспоминал о военной женской доле Саул Генрихович Подвышенский. Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками — они были солдатами. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы»— писал Маршал .Советского Союза А. И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители, и пехотинцы, хотя в нашем языке у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что работу эту еще никогда не делали женщины. Это были смелые, необыкновенные девчонки. За свои подвиги многие из них были награждены орденами и медалями, А что значит получить орден «За боевые заслуги?» Это значит вынести пятнадцать тяжелораненных с поля боя. Да еще с личным оружием. Будь то винтовка, автомат или пулемет. Но женщина вынесла все и при этом сумела сохранить нежность и женственность, Есть и другие слова — «сестра», «жена», «друг» и самое высокое — «мать». Женщина не предназначена для войны, ее место у домашнего очага, «Когда посмотришь на войну нашими, бабьими, глазами, так она страшнее страшного»,— сказала А. И, Мишутина, сержант, санинструктор. В этих словах простой женщины, которая всю войну прошла, потом вышла замуж, родила троих детей, теперь нянчит внуков, и заключена главная идея книги.

Все меньше людей остается, которые пережили войну. Обязанность молодых — хранить память о них, перенимать их опыт. Предисловием к сборнику «Имя его известно» является обращение М. Шолохова к писателям с призывом защитить жизнь, пока не поздно. Этот призыв относится не только к писателям, но и ко всем людям. О книге С. Алексиевич можно сказать словами В. Астафьева: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».

Этот урок сопричастности, сопереживания, урок самостоятельных суждений дал ученикам многое.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: