Роль мини - музея в индивидуализации образования - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 77
  • Скачиваний: 19

мини - музея в индивидуализации образования.

       На сегодняшний день в рамках популяризации творческого подхода к обучению и воспитанию в детском саду широко используется создание мини - музеев. Мини-музей способен обогатить ребёнка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов. Очень часто мир ребёнка ограничен стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами окружения. Тактильное осязание обогащает зрительную информацию о предметах.

        Мир современной детской игрушки очень разнообразен. Однако некоторые игрушки иногда не несут никакого развивающего эффекта. Поэтому для развития сенсорного опыта малышей первой младшей  группы мы выбрали матрёшку и решили привлечь родителей к созданию мини- музея "Матрёшка в гостях у ребят". Было проведено анкетирование по вопросам о прообразе русской матрёшки, о способе изготовления, разнообразии техник росписи. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что родители владеют минимальной информацией по данной теме. Родителям были предложены консультации "Варианты игр с матрешкой", "Сестрички - невелички". Собранный практический материал по игре с матрешкой включили в картотеку игр. Экспонаты мини - музея широко использовались в совместной с родителями НОД по сенсорному воспитанию, в выставках детских работ. Значительно обогатился опыт родителей практическими знаниями по сенсорному развитию младших дошкольников.

     Мир животных разнообразен и всегда интересен детям. Лошади являются одними из любимых игрушек детей. Игровые взаимодействия с ними привлекли внимание детей нашей группы к особенностям внешнего вида, повадкам, разнообразию лошадей в природе. И когда эта тема   потребовала большего  уточнения знаний о животном, возникла идея о создании мини – музея «Такие разные лошади». Его цель: обогащение знаний о лошадях; приобщение родителей и детей к музейному искусству.

В рамках музейной деятельности с детьми были проведены НОД по речевому развитию "В деревне», " Я люблю свою лошадку"; по изобразительной деятельности - "Полосатые лошадки», «Лошадиная ферма», «Дымковская лошадка», "Цирковые лошадки". В разделах музея была представлены рассказы, стихи, загадки, пословицы о лошадях ; серии демонстрационных картин о лошадях и их тесной связи с жизнью человека (лошадь на войне, лошадь в сельскохозяйственном труде, лошадь в цирке).  В музее были собраны  работы, выполненные детьми, родителями, воспитателями из ткани, поролона, шерстяных нитей, мукосолек, бумаги, пресс - папье, прищепок. Экспонаты музея представлены реалистичными игрушками, сказочными и декоративными персонажами.  Они находились  в свободном доступе у детей и использовались  для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности а также      могли быть  задействованы  в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В средней группе воспитанники стали более активно проявлять интерес  явлениям неживой природы. Однажды на прогулке решили ослепить снеговика,  но почему- то это никак не получалось. На вопрос «Почему снег не лепится?»  лишь некоторые из детей смогли ответить. И тогда родилась идея создать мини - музей о снеговике. Идея музея: получение всесторонней информации о снеговиках, воплощение их образа в творческой деятельности дошкольников.

Наш музей был организован в Канун Нового года. Начинался он с выставки «Новогодняя игрушка». Родители и воспитатели нашей группы собрали для музея большую коллекцию весёлых и добрых снеговичков. Все они созданы из разных материалов (ниток, пластиковых стаканчиков, флизелина, ваты, поролона, ватных дисков, носочков, воздушных шаров). Кто – то решил обучить помощника Деда Мороза современным видам спорта и поставил его на скейтборд. Есть даже снеговик – долгожитель. Благодаря специальному составу в банке он простоит долго. В музее есть даже семейные пары снеговиков.

Развитию творческой активности детей в продуктивных видах деятельности способствовали НОД по формированию образа снеговика различными способами лепки «Город снеговиков», рисование с использованием нетрадиционной техники «Снеговики на ладошке», коллективная работа по аппликации «Хоровод снеговиков». В ходе реализации мини – музея расширили картотеку пальчиковых игр, упражнений для дыхательных гимнастики, подвижных игр на зимнюю тему. В группе собрана обширная библиотека книг о зиме, зимних явлениях и забавах. Успешно прошла выставка книг – малышек о приключениях снеговика. Практический материал пополнился за счёт новых дидактических игр и подвижных игр, комплексов пальчиковой гимнастики, стихотворений о зимних забавах.     Воспитанники группы хорошо были ознакомлены с правилами поведения в музее. Дети  напоминали о них всем посетителям. Дошкольники с желанием брали на себя роль экскурсовода музея и с удовольствием рассказывали об экспонатах музея.
Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение и в комплексе решает задачи, направленные на:  обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа. Музей это способ сохранения культурных ценностей, передача полезной информации из поколения в поколения.

Создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

Список использованной литературы

  • Макарова Н.Г. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших дошкольников. – Самара, 2000.
  • Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет/ авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2015.
  • Мини-музей в детском саду/ Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: