Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постоянно в игре ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
В игре со стороны детской личности формируется в единстве и взаимодействии.
Игра – подлинная реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Но, к сожалению, в последнее время в практике работы воспитателей детских садов все большее внимание занимают регламентированные виды учебной деятельности – занятия, подготовка к праздникам, экспериментирования и т.п. Сюжетно – ролевая, творческая игра зачастую вытесняется дидактическими «обучающими» играми. Все это приводит к однобокому развитию детей, основанному на организованном обучении.
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Однако в последних исследованиях с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Какие условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?
Во-первых, необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.
Во- вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
В- третьих, предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»)
Что бы грамотно организовать детскую игру и руководить ею, воспитателю необходимо знать и учитывать этапы развития игровой деятельности по годам:
0 – 1 – манимулятивная деятельность (не игра) основная линия развития – воздействие одного предмета на другой с целью расширения ручной активности ребенка. Главным условием является обеспечение общения по поводу действия с предметом, игрушкой на основе показа взрослого.
1 – 2 – предметно – отобразительная деятельность. Развитие орудийной деятельности, перенос отобразительных действий с одного предмета на другой, первых игровых действий с игрушкой. Главное условие – обеспечение самостоятельных действий с игрушкой.
2 – 3 – сюжетно – отобразительная игра. Появление на основе игровых действий с игрушкой первых сюжетов, игровые действия разрознены, использование первых предметов – заместителей. Не отличают игровую ситуацию от ситуации реальной. Главное условие – объединение игровых действий сюжетом с использованием предметов – заместителей, побуждение к игровому замыслу.
3 – 4 – сюжетно – ролевая игра. Возникновение первых ролей, принятие роли на себя, введение роли в сюжет, возникновение потребности к совместным играм в едином сюжете. Главное условие – обеспечение совместных игр детей.
4 – 6 – сюжетно – ролевая игра с элементами творчества.
6 – 7 – творческие игры детей.
Рост личности ребёнка требует, чтобы материал его игр позволял предъявлять его деятельности задачи, постепенно всё более усложняющиеся и самостоятельно разрешаемые. А для этого он должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, могущим быть по желанию усложняемым и упрощаемым;
в-четвёртых, для воспитателя как организатора и творца детской игры каждый из её видов – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности;
в-пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценки и самооценки, созданного образа. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его ставить всё более и более отдалённые и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для ребёнка, перейдёт в форму саморазвития.