РОЛЬ ДУХОВНОСТИ В ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует, прежде всего, отнести ее традиции, устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
По мнению ученых, понятие «духовность» - это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная состоятельность и высшая ценность.
Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром.
Духовность не зависит от религии, философии, от расы, национальности, социальной системы, класса, сословия. Она более всеобъемлющая и включает в первую очередь в себя отношения родителей и детей. Духовность это не только умение любить, но и умение общаться между собой, чтобы дети систематически получали знания и представления.
Содержание понятия «отношения родителей и детей» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во – первых, представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям.
Во – вторых, эти отношения понимают как взаимоотношения, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений.
Отношения родителей и детей характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя, в их отношениях имеет место амбивалентность. Эта двойственность выражается, например, в том что, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самом. Взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления.
Отношение родителей и детей можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ним.
Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают средством удовлетворения своих потребностей – в этом смысле можно говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга.
Сутью процесса понимания отношений родителей и детей является некий уровень реальности, который определяется общечеловеческими ценностями, придающими смысл жизни и поведению человека в его отношениях с другими людьми, собой и окружающим миром.
В психолого-педагогической литературе понятие « стиль родительского отношения», « тип семейного воспитания», «родительская позиция», часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.
Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни характеризуется положительной направленностью духовной жизни семьи, благоприятной нравственной и трудовой атмосферой, положительным примером родителей в труде, доверительными отношениями между взрослыми и детьми.
Педагогически противоречивый уклад семейной жизни характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентаций и хорошей духовной направленности жизни семьи, нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, могут иметь место семейные конфликты, увлечения членов семьи не всегда способствуют правильному воспитанию детей.
Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные отношения между членами семьи, нарушение правил поведения в быту, антигуманестические проявления в личных отношениях.
Родительские установки или позиция – один ин наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, воспитание ребенка родителем и способов поведения с ним.
Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей перейти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка; ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.
Гармоничные отношения родителей и детей способствуют развитию ребёнка и обеспечивают достижение целей его воспитания. Гармонизация отношений – формирование положительных и уважительных отношений между родителями и детьми.