Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса у младших школьников.
Если учение не доставляет ребенку удовольствие, оно становится для него скучным, теряет новизну, и ребенок переходит в категорию неуспевающих, недисциплинированных. Причина тому – несформирован6ный познавательный интерес.
Существенным признаком познавательного интереса является возникновение вопросов, задаваемых ребенком по собственной инициативе. Психологи определяют вопрос как словесный сигнал, с которого начинается процесс мышления, как показатель активности мысли. Именно с вопросов начинается для ребенка исследование окружающего мира. Познавательный интерес существенным образом влияет на успешность обучения в школе, поэтому важно знать показатели познавательных интересов детей. С этой целью они могут понаблюдать за ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, обратив внимание на следующие моменты:
- задает ли ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
- стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмет, используя различные средства информации (просит рассказать, самостоятельно наблюдает, проделывает опыты, обращается к телепередачам, Интернету, периодической печати и т.п.);
- рассказывает ли ребенок взрослым, сверстникам о своих интересах, участвует ли в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу, охотно делится своими знаниями и т.п.);
- способен ли ребенок к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть возникшие затруднения;
- как ребенок относится к выполнению домашних заданий (проявляет
инициативу, творчество и т.п.);
- любит ли ребенок играть в интеллектуальные игры, решать необычные»заковыристые» задачи, задания;
- любит ли ребенок читать, в том числе научно-познавательную литературу.
Как же развивать любознательность, познавательный интерес?
Основной питательной средой для развития детской любознательности является общение ос взрослыми. В процессе общения возникают первые вопросы, ан которые родители могут помочь детям ответить, хотя, по мнению психологов, не всегда следует спешить с ответом. Желательно лишь подвести ребенка к ответу. Стремление же многих родителей отвечать на все, о чем спрашивают дети, приводит к подавлению к их активности, самостоятельности и развитию лености мысли. Часто бывает и так, что родители просто отмахиваются от многочисленных «почему», «зачем», «как». Ребенок постепенно привыкает к такой форме общения и все реже обращается за помощью к взрослым. Нет вопросов – нет стремления познавать мир. Что же делать родителям?
- Бережно, уважительно, серьезно относиться к детским вопросам.
- Отвечать на них кратко, ясно, учитывая уровень развития ребенка.
- Отвечая на вопрос, побуждать ребенка к новым размышлениям, иногда вместо ответа предлагать встречный вопрос: «А как ты думаешь сам?»
- Приучать детей самим искать ответы в словарях, энциклопедиях, детской периодической печати (читать их вместе с ребенком, разговаривать по поводу прочитанного, уточнять детали, побуждать к новым вопросам, догадкам и т.п.).
- Играть с ребенком в игры, в которых нужно задавать вопросы, например «Вопрошайка» (при помощи вопросов узнать, что лежит в коробке и т.п.), «Что задумано?» (при помощи вопросов узнать задуманное слово) и др. Больше разговаривать, общаться с ребенком, вместе с ним обсуждать возникающе проблемы, обмениваться впечатлениями и пр.