Речь – средство достижения метапредметных результатов по истории (обществознанию).
Н.А.Лебедева
МКОУ «Каширинская средняя общеобразовательная школа имени Белоусова Д.А.», учитель истории и обществознания.
Мы слушаем говорящего сто раз,
прежде, нежели однажды прочтём
им написанное. Уже по одному
этому уменье говорить важнее
всего прочитанного.
Буслаев Ф.И.
Обучению публичным выступлениям в школе уделяется не слишком много времени. Однако именно самостоятельный выбор темы доклада или сообщения, умение построить его характеризуют школьника как человека, овладевшего азами риторики. На сегодняшний день обучающиеся могут найти любую интересующую их информацию (эссе, сочинение) в сети интернет. И чаще всего написанное другими выдаётся за собственное сочинение.
Придя в пятый класс, немногие обучающиеся последовательно и четко выражают свои мысли, дают развёрнутый ответ на заданный им вопрос, делают выводы. И поэтому, начиная с пятого класса, на уроках истории и обществознания начинаю объяснять обучающимся содержание понятий «опорное слово», «смысловая схема», «риторический эскиз». Постепенно полученные знания пробуем применять на практике. Чаще всего сама, на собственном примере показываю обучающимся путь размышления от опорного слова до риторического эскиза, а в последствии они пробуют сами. Для сильных обучающихся этого вполне достаточно, и следующий риторический эскиз по смысловой схеме с другими опорными словами они пробуют составлять самостоятельно. Но многие учащиеся испытывают трудности и нуждаются в более детализированной работе. У обучающихся вызывают трудности:
- конкретизация опорного слова;
- необходимость соотнесения тезисов и аргументов;
- выражение собственного мнения.
Для преодоления этих трудностей проводим уроки, где обучающиеся выступают в роли докладчиков по заранее определенной теме. В последствии более успешные обучающиеся выступают на общешкольных тематических линейках и вечерах. Так же начиная с пятого класса использую элементы дискуссии, такие как «круглый стол», во время которого происходит обмен мнениями. У пятиклассников не всегда получается, но вот учащиеся седьмого, восьмого класса уже хорошо справляются. «Дебаты» - противостояние команд, особенно интересны ребятам восьмого класса. Требую от обучающихся давать развернутые ответы на вопросы, составлять словесные описания каких – либо событий, выступления с устными сообщениями. Учимся пересказывать текст:
- составляем опорный конспект с историческими символами;
- работаем над связной устной речью;
- используем логические таблицы и схемы;
- проводим словарную работы, которая учит ребят правильно пользоваться историческими терминами.
Работа над речью обучающихся выходит далеко за рамки урока. Несколько раз в год проводим тематические вечера и литературно-музыкальные композиции. В декабре 2017 года школьной библиотекой совместно с литературно-краеведческим музеем было проведено мероприятие, посвященное году экологии «Лицо природы в зеркале души». Ребята попробовали себя в роли ведущих, прекрасно читали стихи, коснулись истории нашего села. Узнали много нового и интересного. В феврале проведен литературный вечер «Учесть русских поэтов» - судьба поэта пушкинской поры В.К.Кюхельбекера. Ребята подготовили биографию поэта-декабриста в честь которого назван наш школьный литературно- краеведческий музей, с чувством были прочитаны стихи, просмотрена замечательная презентация. В марте прошло необыкновенное мероприятие, посвященное Эдуарду Асадову. На собственном примере учителя и обучающиеся школы показали как красиво и вдохновенно звучат стихи этого автора. В мае прошла очень теплая и дружеская встреча с поэтессой С.В.Кондратьевой. Светлана Васильевна читала стихи собственного сочинения и рассказывала фрагмент из своей насыщенной приключениями жизни. Встреча с таким талантливым человекам произвела неизгладимое впечатление на ребят, так как Светлана Васильевна не только пишет стихи, но еще и великолепно рисует. В конце учебного года было проведено мероприятие, посвященное 85 летию со дня рождения В.Высоцкого «К В.Высоцкому» ребятам старших классов была рассказана судьба поэта и озвучены стихи.
Наиболее успешных и заинтересованных обучающихся привлекаем для проведения исследовательской работы. В нашей школе на протяжении пяти лет проводится научно - практичская конференция для обучающихся с первого по одиннадцатый класс. На конференции обучающиеся демонстрируют свои ораторские способности.
В начале ноября учащийся совместно с педагогом предметником выбирают тему для исследовательской работы. Затем в течение учебного года в сопровождении педагога проводят исследование. Тема исследовательской работы выбирается по интересам ребенка. Составляется план работы над выбранной темой. Актуальность темы является необходимостью проведения исследования. К концу третьей четверти исследовательская работа оформляется в соответствии с требованиями школы и сдаётся, в печатном варианте, заместителю директора по научно-методической работе. И уже в апреле ребенок защищает свою исследовательскую работу, в течение 5-7 минут, используя презентацию. После защиты отвечает на вопросы участников конференции и жюри. Исследовательские работы, занявшие первые места, отправляются на районный конкурс. Если выходят в тройку лидеров, то обучающийся вместе с педагогом представляют и защищают исследовательскую работу уже на районном уровне. Два года представители нашей школы занимают призовые места в районе, но к сожалению в областном конкурсе являются лишь участниками.