Ребенок усваивает речь «матерински–отцовским» способом, подражая
близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но
и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Нередко
родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не
обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей насыщена
разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими
придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй»,
«негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не
украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы
ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные
выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись
наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его
окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые
обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к
слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения. Культура
речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их
взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом
«пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по
поводу проявленной вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной
ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и
слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с
улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем
содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может
быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма
вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад. Приучайте ребенка, когда ему
понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу,
спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?»,
«Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение,
ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма
гарантирует успех. «Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим
детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не
забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или
иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое
ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит
взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети
должны говорить взрослому «Вы». В русской классической литературе
можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта устаревшая форма,
почти не встречается в наше время. Все зависит от желания старшего
поколения. В литературном отношении правильнее, если дети называют
родителей «мама», «папа» не избегая, конечно, и ласкательных форм:
«мамочка», «папочка». А родители своих родителей с точки зрения
речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка».
Необходимо посоветовать, своему ребенку, использовать такие выражения:
«скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою
просьбу или вопрос.
Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно
в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши дети вступали в
диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать
свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными
собеседниками, одним словом, умными, интеллигентными,
коммуникабельными людьми.
И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие
поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир
речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит
организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в
другом личность. Когда на ребенка кричат, он считает, что его не любят, не
считают за человека. Культура общения ребенка рождается в семье, ее не
могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость.
Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком
правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное
условие умственного развития детей.