Статья "Самооценка детей старшего дошкольного возраста".
К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, усложняются его отношения с окружающими. В этот период активно развивается самооценка - важная форма проявления самосознания.
Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности нередко отличается от его самооценки в других видах.
Например, он может правильно оценивать себя в рисовании, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать. Критерии, используемые при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. По мнению М. И. Лисиной самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом "обрастания" знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Понятие самооценка на взгляд М. И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя.
Согласно концепции В. С. Мухиной, существуют "звенья структуры самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе": ориентация на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; признание своего имени; социальное признание; ориентация на физические, психические и социальные признаки определенного пола; на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; на основе права в обществе; на долг перед людьми. Структура самосознания дошкольника формируется в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе.
Самосознание предстает у В. С. Мухиной как психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по опред
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>