Речевой этикет как норма поведения человека
Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой. Достаточно упомянуть хотя бы обращение по имени отчеству, которого нет у других народов. Обращение — самый массовый и самый яркий этикетный признак у русских людей. Иногда «культурное обращение» мы считаем нормой, иногда нарушение правил речевого этикета становится «нормой». Например, продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, ссорой или конфликтом. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем в различных ситуациях. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета и многих других.
Так, если кто-то говорит другому: «Доброго здоровьица!», то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из неё. Если среди подростков возможно обращение «Эй, ты!», то ко взрослому человеку подросток обратится иначе. А сколько возможностей осуществить просьбу: Я прошу Вас сделать это; Просьба не шуметь; Сделайте это, пожалуйста; Если Вам не трудно, подвиньтесь, пожалуйста; Вы не могли бы подвинуться?; Вам не трудно подвинуться?; У Вас не найдется, чем записать?
Почему же выражения речевого этикета обладают волшебной силой? Ответ на этот вопрос – в понимании речевого этикета как нормы поведения. Первое- неписаное требование общества к употреблению знаков этикета, которые воспитываются с раннего детства. Второе- исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как словесное поглаживание — ре
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>