Тема урока: Позиционные и непозиционные системы счисления.
Цели:
Дидактическая цель: ознакомить учащихся с основными понятиями: система счисления, позиционная ССЧ, непозиционная ССЧ.
Воспитательная цель: показать учащимся свойства хорошо знакомой им десятичной ССЧ, на которые они не обращали ранее внимания. (С целью дальнейшей опоры на знакомую ССЧ при изучении новых ССЧ).
Развивающая цель: развивать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Методы обучения:
Лекция
Беседа
ХОД УРОКА
I. Повторение
Х0 1
100 1
101 10
102 100
103 1000
Повторить понятия цифра, число, чётко определить их различие.
II. История развития записи чисел
III. Основные понятия
Система счисления (в дальнейшем – ССЧ) – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
Позиционные и непозиционные ССЧ
А) Римская ССЧ.
Х – 10
ХХ – 20
ХХХ – 30
Вес цифры Х не зависит от позиции её в числе, она всегда означает 10.
Данная система счисления – непозиционная.
Б) Десятичная ССЧ.
Сравните числа:
5
55
555
Обсуждение изменения веса цифры 5 в зависимости от занимаемой ею позиции. Вес цифры 5 зависит от позиции её в числе. Данная ССЧ – позиционная.
В) Десятичная система счисления.
Œ
ä
þ
&
(
R
T
v
Œ
À
Ð
ä
(
T
ꐓdꐔd封Ĥ摧က(Обратить внимание на план изложения, во всех последующих уроках придерживаться этого же плана, т. к. это облегчает запоминание темы).
Цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (В десятичной ССЧ всего цифр – 10, цифры 10 нет)
Основание –10.
В десятичной ССЧ любое число может быть представлено через степени числа 10 (основание системы).
725
Страницы: 1 | 2 > >>