Особенности мышления при разных формах речевой патологии

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Особенности мышления у детей с нарушениями речи
Мышление детей, имеющих нарушения речи, одна из важных проблем логопсихологии. По мнению Н. И. Жинкина, "задержка одного из компонентов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку" 50, с. 9. А, по меткому выражению Н. Н. Трауготт, ребенок с недоразвитием речи как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствует оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находятся на стадии более высокого развития.
Т. Б. Филичева и Г. А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с ОНР, отмечают: "Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, что является следствием неполноценной речевой деятельности" 159, c. 11.
Исследование невербального интеллекта, проведенное О. Н. Усановой и Т. Н. Синяковой (1982) на дошкольниках с ОНР, позволило выделить 3 группы детей. Самой многочисленной оказалась группа (63) детей, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, 27 детей по уровню невербального интеллекта соответствуют норме и только 9 имеют интеллект ниже нормы. Также особенности протекания мышления у детей с ОНР разного возраста показаны в исследованиях Н. Ц. Василевой (1991) и М. Сухад (1992). Исследуянаглядно-образное мышление у учащихся речевых школ, ими были замечены следующие особенности: необдуманность ответов, стремление угадать, излишняя торопливость или вялость, отсутствие интереса к заданию, недостаточная концентрация внимания, проявляющаяся в повы

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: