Моделирование как способ научного познания

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Моделирование как способ научного познания. Понятие модели. Свойства, классификация, типы моделей.
1. 1 Место моделирования в научном познании
Термином «модель» (лат. modulus – мера) обычно обозначают объект, воспроизводящий строение или действие какого-либо другого объекта.
Моделированием называют два вида человеческой деятельности:
1) процесс замещения объекта исследования некоторой его моделью;
2) проведение исследований на модели с целью получения необходимой информации об объекте.
В процессе обучения объекты и явления моделируются средствами естественного языка, с помощью макетов, лабораторных установок и пр. В процессе восприятия действительности складывающийся у человека мысленный образ объекта также является разновидностью модели последнего. В сущности, в восприятии человека весь окружающий мир – это лишь его описание. Поэтому можно утверждать, что в своей осознанной жизни человек имеет дело исключительно с моделями тех или иных реальных объектов, процессов, явлений. Причем для различных людей эти модели часто оказываются различными.
В технике практически невозможно обойтись без моделирования. Чем более сложным и надежным должно быть техническое средство, тем большее число моделей (чертежей, схем, математических выкладок и др. ) потребуется на этапе его проектирования. К основным целям научного моделирования относят:
1) изучение и прогнозирование сложных процессов и явлений;
2) определение возможности управления объектом при заданных целях и критериях.
Этапы моделирования
Первый этап: уяснение целей моделирования. Цель существенным образом определяет содержание остальных этапов моделирования.
Обычно целями моделирования являются:
прогноз поведения объекта при новых режимах, сочетаниях факторов и т. п. ;

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: