13 января 1791 г. Законодательное собрание издало декрет о "свободе театров", предоставивший всякому французскому гражданину право открыть театр и исполнять в нем пьесы любых жанров под свою личную ответственность. Вскоре "свобода театров" обернулась их зависимостью от буржуазных дельцов, использовавших их в целях личного обогащения, но на первых порах театр явился могущественным фактором развития революционных идей.
Помимо революционных и агитационных постановок, во французском театре XIX века, рождается в годы революции, -- водевиль. Он был насыщен жизнерадостным остроумием, в котором А. И. Герцен видел "один из существенных и прекрасных элементов французского характера". В дальнейшем водевиль утратил свой боевой дух и публицистическую остроту, став чисто развлекательным жанром.
Водевили ставились в Париже в двух специальных театрах: "Водевиль" и "Варьете". Как и мелодрама, французский водевиль получил широкое, общеевропейское распространение и царил на сцене больше полувека.
Знаменитой водевильной актрисой Франции была В. Дежазе (1797 -- 1875).
Помощь становлению во Франции прогрессивно-романтического театра оказали крупные писатели -- Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме, из которых последние два были крупнейшими драматургами; все они способствовали теоретическому обоснованию поэтики романтической драмы. Характерной особенностью последней являлись отказ от четких разграничений жанров, стремление к слиянию драмы с лирикой и эпосом, смешение трагического с комическим, возвышенного с гротескным (значение гротеска как эстетической категории романтической драмы было впервые подчеркнуто Гюго в предисловии к "Кромвелю").
Первое место среди драматургов-романтиков Франции XIX века принадлежало Викт
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>