Технология хохломы.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия -- резные ковши и ложки, поставцы и чашки -- основа для росписи, называются "бельё".
Изготовление "белья"
После сушки "бельё" грунтуют жидкой очищенной глиной -- вапой. После грунтовки изделие 7 -- 8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3 -- 4 раза. Последний слой сушат до "небольшого отлипа" -- когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап -- "лужение", то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи -- красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие -- коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Лужение и художественная роспись
Выделяют роспись "верховую" (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (кр
Страницы: 1 | 2 > >>