Научный материал на тему:
«Характеристика понятий «восприятие» и «художественное восприятие»»
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М. В. Гамезо, В. Г. Казаков, считают, что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
С точки зрения А. Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Под восприятием исследователи понимают первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.
Исследования по развитию восприятия показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов (существующих в культуре образцов таких свойств предметов, как цвет, форма, величина);
2) развитие и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются:
- целостность – отражение целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах;
- константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величи
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>