Языковые средства создания юмора в рассказе А. П. Чехова
«Сельские эскулапы»
А. П. Чехов был непревзойденным мастером юмористического жанра. Юмор, как особая оценка явлений жизни, в той или иной степени входит во многие произведения писателя, и не только в рассказы, но и в повести, и в драмы, и в комедии.
Юмористические рассказы А. П. Чехова были неодинаковыми по форме.
Некоторые из них, как например, «Шведская спичка», «Из записок вспыльчивого человека», «Каштанка», «Без заглавия», представляют собой небольшие повествовательные произведения с фабулой и сменой событий, но таких юмористических рассказов немного.
Подавляющая же часть – короткие бытовые сцены с одним эпизодом, 2-3 действующими лицами и развернутым диалогом. К этому разряду принадлежат лучшие рассказы Чехова: «Хирургия», «Неудача», «Оратор», «Юбилей», «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы» и др.
На этих рассказах Чехов оттачивал мастерство писателя-юмориста.
Каковы же приемы юмористического изображения жизни в рассказах Антона Павловича? Обычно различают комизм характеров сюжета и в связи с сюжетом – положений, в которые попадают герои произведения, комизм портретов, речи, имен, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки.
Чехов пользуется всеми этими компонентами. Вместе с тем центральное место в рассказе Чехова всегда принадлежит комизму характеров и быта, все остальное служит задаче раскрытия психологии действующих лиц и общего смысла рассказа. При этом писатель основную свою художественную задачу видел в том, чтобы раскрыть психологию обывателя, низкий уровень его умственного и морального развития, убожество его интересов и быта.
В этом плане, как средство комического изображения действительности, и следует рассматривать вопрос о художественной роли в р
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>