Выявление одаренных детей является непростой задачей. Одаренность, в силу своего скрытого характера, может быть присуща как обычному, так и слабоуспевающему ученику. К сожалению, не каждый учащийся среднего общеобразовательного учебного заведения попадает в благоприятные условия для собственного личностного развития и имеет возможность общаться с талантливым учителем исследователем.
Исследовательская деятельность многих школьных учителей пока еще носит формальный, принудительный характер. Кроме того, школьные исследования обладают определенной спецификой, которой должен владеть педагог, занимающийся организацией исследовательской деятельности в школе.
По мнению О. Головко, школьная исследовательская деятельность – это совокупность элементов, связей и отношений в конкретной научной области, направленных на решение актуальной проблемы. В отличие от научного, учебное исследование характеризуется созданием особых условий, при которых учащиеся исследуют уже известные объекты, свойства и явления окружающей действительности. В то время как научное исследование - либо модернизация уже имеющихся научных открытий, либо – новое открытие. Для учащихся исследовательская деятельность – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей школьников. Эффективной исследовательской деятельности учащихся способствует создание на уроках ситуаций успеха, когда ученик видит реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновляет его на новый поиск истины. Необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности. Поддержание и развитие познавательного интереса учащихся реализуется в процессе: – участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - занятия учащихся в специальных кружках, секциях; - проведения научно-практических конференций с публикацией работ; - организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий; - использования нетрадиционных методов обучения; - варьирования педагогических технологий; - качественный анализ содержания урока; - осуществление связи теории с практикой и др. С моей точки зрения, другая не маловажная задача – это популяризация разнообразных интеллектуальных программ среди детей и учителей и создание ситуации успеха. Обо всех участиях и результатах учеников и учителей очень важно громко заявлять, подчеркивать значимость их работы.
Одарённые дети отличаются друг от друга степенью одарённости, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребёнка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации образовательного процесса. Именно системный подход к обучению и воспитанию одарённых учащихся, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, профессионализм учителя, способного работать с талантливыми учениками, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.
Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Прежде всего, я постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Изучая литературу по теме, я нашла интересную формулу одарённости ребёнка — «детская одарённость» = мотивация + интеллект + креативность. Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своему предмету. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон. Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных задач своей работы в данном направлении выделяю следующие:
- обучение по способностям,
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка,
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- участие в проводимых в рамках района научно-практических конференциях;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.
В этом процессе можно выделить несколько этапов.
На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. В процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
На втором этапе происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
осознать учащимися значимость своей работы, создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.
Третий этап - непосредственная работа над работой.
1 раз в неделю учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет: осуществлять контроль над процессом работы, оперативно решать возникающие проблемы, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.
Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.
Хочется подчеркнуть, что включение исследовательской работы в процесс обучения позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Исследовательская работа ведется не только во внеурочное время, но и на уроках, где я использую элементы исследовательской деятельности.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала; самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя. Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). Также организую на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.
Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выгодским: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие завтрашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».