Развитие творческих способностей детей через программу художественного воспитания, обучения и развития Цветные ладошки - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 163
  • Скачиваний: 1

 

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего детства.
Известны различные подходы к обучению детей на занятиях по изобразительной деятельности. Традиционная методика исходит из того, что ребёнок должен приобрести прежде всего навыки владения кистью, краской, карандашами и др. При таком подходе внимание ребёнка сосредоточено на технике, а чувства и эмоции представлены второстепенными. Но есть и другой взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребёнок должен получать удовольствие от работы с красками. Ребёнку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание на ощущениях эмоциях, чувствах. Главным при обучении ребёнка является создание им «живого» образа, самостоятельный выбор им цвета краски, цветового фона, постоянное сотворчество взрослого и ребёнка.
Мне всегда хотелось, чтобы работа, которую ребенок сможет выполнить сам, была бы эстетически и эмоционально привлекательной, прежде всего для него самого. Поэтому я искала необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые бы доставляли детям и взрослым удовольствие, творческую радость. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» Лыковой И.А и есть тот творческий взгляд, позволяющий детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Программа стала для меня открытием и опорой в моей дальнейшей работе. Автором представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Я увидела и реализовала предложенный материал по-своему, каждый ребенок может в полной мере раскрыть свои дарования и способности. Все в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – педагога.
Эта программа апробирована в более 15 тыс. дошкольных образовательных учреждений России.
Цель программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки» - это формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основными задачами являются:
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
В процессе изобразительной деятельности на занятиях у дошкольников совершенствуется наблюдательность, занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, потешки, сказочные персонажи, нуждающиеся в помощи, игры-драматизации).
На занятиях по рисованию используются разнообразные материалы: гуашь, акварель, цветные и простые карандаши (для изображения силуэта), восковые мелки, фломастеры.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
Специфика работы в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так в младших группах идет обогащение художественного опыта через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях. В средней группе уже расширяется эстетический опыт ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов. В старшей группе дети знакомятся с произведениями разных видов искусства, учатся отображать в своих работах обобщенные представления, образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. В подготовительной группе дети уже умеют планировать свою работу, действовать в соответствии с замыслом, находить рациональные приемы и методы, передавать характерные признаки объектов.
Рисование
В младших группах дети отображали свои впечатления и представления об окружающем доступными средствами изображения: они проводили прямые вертикальные и горизонтальные линии, волнистые, кривые, замыкали их в формы округлые, квадратные, прямоугольные, усложняли спиралеобразными линиями. Капли и следы изображали тычком ватной палочки, пальчиком, кистью, рисовали ладошкой («Осьминог», «Сосульки плакали»). Знакомились с декоративно-прикладным искусством: «Филимоновская игрушка» - расписывали простыми элементами.
В средней группе уже используем простой карандаш для изображения силуэта, рисуем с натуры: «Овощи и фрукты»; сюжетные рисунки по сказкам, произведениям, стихотворениям («Храбрый петушок», «Перчатки и котятки»). Проводили занятия по декоративно-прикладному искусству («Веселые матрешки»), на изображение животных и птиц («Как розовые яблоки на ветках снегири»), рисовали на мокром листе бумаги («Салют»).
В старшей группе экспериментировали с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками: «Солнечный свет» (тычок), «Я рисую море» (зубная щетка), «Весеннее небо» (растяжка), «Аквариум» (солевой эффект), «Превращения камней» (рисование на камнях, используя их форму).
В подготовительной группе дети знакомились с техникой мозаика («Чудесная мозаика»), техникой двойных изображений, зеркально-симметричной, монотипией, закрепляли навыки рисования по мокрому («Заря алая разливается»). Создавали сюжеты по мотивам сказок, пейзажи («Хмурая осень»).
Во всех группах в рисовании часто используются элементы аппликации и, наоборот – на занятии аппликацией элементы рисования, что придает работам свою неповторимость, красоту.
Аппликация
В младших группах знакомили детей с обрывным способом в аппликации и наклеивании готовых форм, смятой бумаги: «Подари лисичке хвостик», «Носит одуванчик желтый сарафанчик» и др.
В средней группе дети уже учились срезать углы, получая овальные и круглые формы, складывать лист бумаги пополам, вдоль, по диагонали и разрезать по линии сгиба, надрезали от края к центру и составляли композиции: «Цветочная клумба», «Корзина грибов».
В старшем возрасте использовали элементы конструирования («Нарядные пальчики»), симметричное вырезание («Елочка-красавица»), силуэтное вырезание по контуру, а так же способ накладной аппликации («Стайка дельфинов»).
В подготовительной группе использовали рациональные способы вырезания, создавали композиции из вырезанных элементов («Лягушонок и водяная лилия»), закрепляли приемы обрывной и накладной модульной аппликации («Лес точно терем расписной»).
Составляли портреты из отдельных частей, знакомились с бумажной пластикой из мятой фактурной бумаги («Тихо ночь ложится на вершины гор»).
Лепка
В младших группах на занятиях по лепке дети учились создавать простейшие формы, видоизменять их (сплющивать, замыкать в кольцо). Учились лепить не только ладонями, но и пальцами (защипывать, прищипывать, вытягивать, размазывать по контуру).
В средней группе дети лепили объемные фигурки и простых композиции, часто использовали рельефную лепку («Сова и синица»). В своих работах уже учились показывать взаимосвязь характера движения рук, лепили на основе конуса («Два жадных медвежонка»).
В старшем возрасте дети учились передавать пропорции, несложные движения. Использовали пластилиновую живопись (рельефная лепка) «Пернатый, мохнатый, колючий», объемную лепку «Ходит Дрема возле дома», использовали бросовый и природный материал.
В подготовительной группе активизировали разные способы лепки: скульптурный, комбинированный. Составляли из вылепленных фигурок коллективные композиции («На дне морском», «Исчезнувший мир»), в сюжетных композициях использовали природный материал («Осенние картинки»).
На протяжении трех лет работы по программе «Цветные ладошки» прослеживалась положительная динамика усвоения детьми программного материала. К сожалению, в старшем дошкольном возрасте результат ухудшился. Это связано с тем, что программа стала более сложной, некоторые дети часто пропускали детский сад по болезни, а так же в группу прибыли новые дети, которые ранее не обучались по программе «Цветные ладошки».

Возрастная
группа
Уровень усвоения программы, %

 

Высокий
Средний
Низкий

1-я младшая группа
19
81
-

2-я младшая группа
54
46
-

Средняя группа
59
41
-

Старшая группа
64,3
28,6
7,1

Подготовительная группа
57,1
28,6
14,3

 

В целом программа «Цветные ладошки» помогает детям приобрести способность творчески реализовывать свои замыслы; развивает творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции; развивает умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами; навыки создания художественных образов; знакомит с приемами создания декоративной композиции.
Именно эта программа помогает ребенку стать умелым и в тоже время – не навязывает шаблоны, а открывает простор для самостоятельного ттворчеств.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: