Развитие речевого дыхания у дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 73
  • Скачиваний: 2

     Что такое речевое дыхание

   Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и раны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

    Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.

    В речевом дыхании вдох и выдох неравны, последний гораздо длиннее вдоха (в  соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует паза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох.

  Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий.

   Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания у дошкольников.

  Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием:
• Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное); 
• Слабый вдох и выдох; 
• Неправильный толчкообразный вдох; 
• Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова; 
• Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием и т.д. 

  Речевое дыхание может быть нарушено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, дизартрии.

Дыхательные упражнения

    Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.  

   Рекомендации по выполнении дыхательных упражнений:

- При выполнении дыхательной гимнастики необ­ходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негатив­ных реакций.

- Необходимо контролировать сопутствующие дви­жения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи.

- Одежда ре­бенка не должна стеснять его движения.

- Помещение должно быть хорошо проветренным.

- Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхатель­ной гимнастики как сидя, так и стоя.

         - Заниматься до еды.

Этапы работы по развитию речевого дыхания

1) Тренировка диафрагмального дыхания.

       Диафрагмально-рёберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.

  • Упражнение № 1. Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).
  • Упражнение № 2. Исходное положение то же самое. Вдох–выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.
  • Упражнение № 3. Исходное положение ребенка сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе надувается живот, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.
  • Упражнение № 4. Исходное положение ребенка стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.

2) Тренировка глубокого вдоха и более длительного выдоха (неречевого) Выдох должен дифференцироваться по силе.

Статическая дыхательная гимнастика.

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики;
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
  • подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола и т.д.

Динамическая дыхательная гимнастика

   Она подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. В комплекс включают активизирующие и релаксационные упражнения.

   Расслабляющие движения: подражание полету птиц;  поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;  поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад и т.д.

3) Речевая (фонационная) дыхательная гимнастика.

  Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох при произнесении  звуков, слов и фраз.

4) Координация речи с точными выразительными движениями и жестами пражнения по методике «Расскажи стихи руками»)

   Использование в логопедической работе с детьми дыхательной гимнастики помогает восстановить правильное речевое дыхание, создает положительный эмоциональный настрой на освоение учебного материала, служит профилактикой соматических заболеваний.

План мастер-класса для родителей

«Речевая дыхательная гимнастика для дошкольников»

  1. Определение понятия «речевое дыхание» (выбор правильной формулировки среди нескольких, обоснование выбора)
  2. Определение цели дыхательных речевых упражнений
  3. Демонстрация дыхательных упражнений

                                         Лети, бабочка!
    Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
    Ход : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 

                                               Ветерок
    Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
    Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик»

 

                                            Осенние листья
    Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
    Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
    Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.  


  1. Предоставление оборудования родителям для самостоятельного придумывания дыхательных упражнений.
  2. Подведение итогов, обмен мнениями.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: