«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1.Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (игры и упражнения с природным материалом).
- «Самомассаж рук»
- «Спрячь предмет»
Незаметно от детей прячется какой-нибудь предмет (шишка или камушек). Все начнут его искать. Кто найдет, тихо садится в сторону, не трогая его и не показывая другим, где увидел находку. Ведущий тихонько спрашивает игроков, где нашли предмет. Победители – первые 2-3 игроков.
- «Жонглеры»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех
Чтобы стал круглее всех.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать
Игры с бобовыми, крупой и солью.
- «Кто самый ловкий?»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Если горошина упадет, ход переходит к следующему. Затем подсчитать итог. (Замечания: можно делать обеими руками)
Дома я одна скучала,
горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать
Надо пальчику сказать:
– Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай (пальчиковая зарядка – катание гороха по столу)
- «Бусы из желудей».
Зайка желуди собрал,
Для подружки-барсучихи,
Их на нитку нанизал.
Всеми признанной портнихи,
Очень маме угодил,
– Зайка пуговиц собрал
Он ей бусы подарил.
Их на нитку нанизал,
Понесет подарок свой
Барсучихе дорогой.
- Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей младшей группы:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях».
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстегивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой;
- складывать матрешки, пирамидки;
- рисовать в воздухе;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать (вырезать) ножницами;
- выполнять аппликации;
- скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
- складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
- перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
- легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
- вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
- «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
- Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей.
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
Пальчиковые игры — это инсценировка, каких - либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.
Пальчиковая игра перед сном
Перед сном берем ручку ребенка, гладим ее и загибая каждый пальчик читаем стихотворение:
Этот пальчик хочет спать,
(Загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик лёг в кровать,
(Загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул,
(Загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик уж уснул.
(Загибаем мизинчик)
Этот крепко, крепко спит,
(Загибаем большой палец)
И тебе он спать велит.
(берем кулачок ребенка себе в руку, гладим его по голове и желаем спокойной
ночи, целуя его).
Пальчиковая игра «Улитка»
Улитка-улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы!
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает –
это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» –
теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье
за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка.
Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания,
улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки
меняются ролями.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Собака»
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
«Кошка»
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Занятия, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ходе занятия.
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы.
Задания для диагностики мелкой моторики:
- Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
- Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
- Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
При подсчете результатов отмечается:
- плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;
- нарушение темпа выполнения движения (не под счет);
- невыполнение;
- наличие леворукости.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта.
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Итоги проекта:
Будет прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.