Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности
Актуальность темы: Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.
Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Театрализованная деятельность способствует укреплению дружеских отношений между детьми.
Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.
Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т.д.
Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:
- Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
- Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
- Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
- Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
- Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
Принципы работы над развитием креативных способностей детей:
- Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
- Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
- Уважение мнения ребенка, его личной позиции;
- Активная игровая деятельность дошкольников.
Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т.е. во всех формах педагогического процесса.
Творческие игры упражнения
Игры-имитации
- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.
Творческие игровые ситуации
"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".
Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.
Этюды-импровизации
"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т.д.
Театральные этюды по изображению сказочных персонажей
Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.
В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.
Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений
Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т.п.).
Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.
Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.
Инсценировка детских песен
"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т.д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.
В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.
Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.
Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т.д.
Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду: костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т.е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;
Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.
Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля
Условия:
- Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;
- Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;
- Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;
- Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника, отсутствие критики.
Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.
В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.
Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.
Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.
Самореализация творческих способностей, самовыражения личности
- Импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры.
- Сочинение сказки на базе сюжетов, произведений.
- Введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей.
- Заимствование героев из одной сказки в другой.
- Придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки.
- Постановка придуманной сказки.
- Самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла.
Проектная деятельность детей по теме театра - коллективные и индивидуальные исследовательско-творческие проекты
Формирование ситуации для поиска, свободы и раскованности, которая стимулирует фантазию детей, позволяет импровизировать. В процессе таких игр уместны любые самостоятельно выдвинутые идеи, нестандартные предложения и решения.
Дети могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.
В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.
Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.
Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления:
- Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
- Способность создавать большое разнообразие замыслов;
- Творческое воссоздающее воображение;
- Способность ассоциировать неоднородные понятия;
- Мобилизация генерации идей;
- Творческое воображение;
- Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
- Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.
Список литературы:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волшебный праздник / Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.