МКДОУ "Детский сад № 6 "Колокольчик"
Каменского муниципального района Воронежской области
РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подготовила воспитатель:
Беленко Светлана Владимировна
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
ЖИЗНЕННОЙ ТРОПОЙ.
Знакомясь с новыми документами и стандартами дошкольного образования, можно заметить, что сегодня государство уделяет большое внимание социально-личностному развитию детей. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, нравственно - стойких, социально - адаптированных, уважающих русскую духовную культуру и традиции, способных к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящий период изменений социально - политических и социально - экономических условий жизни, подмена ценностей в обществе, вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и переживания. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, неуступчивость, равнодушие. Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети пытаются разрешить конфликт с помощью силы, крика. Для малышей - это кажется нормой, т.к. они еще не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно внимания уделяют этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального. Проблема социально - личностного развития становится не просто актуальной, но одной из самых важных.
Дошкольный возраст - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, начало развития общения со взрослыми и сверстниками. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе, в котором будет находиться. И наша задача - помочь правильно и умело приобрести социальные навыки, научить детей адекватно вести себя в обществе.
Социально - педагогическая деятельность в ДОУ - это работа, направленная на развитие индивидуальности ребенка, его психологического состояния, преодоление затруднений в общении, вхождение маленького человека в большое общество.
Возможно ли формирование социально - личностных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности ? Да, возможно!
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль. Театр не только доставляет детям несравнимую ни с чем радость, но и непроизвольно вводит ребенка в окружающий мир.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии - в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.
Говоря о театре, как о высшей школе общения, я уверена, что театрализованная деятельность дает возможность ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря театральным играм, спектаклям, произведениям устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Наблюдая за детьми еще в 1 младшей группе, я обратила внимание на то, как внимательно и с интересом наши малыши слушали и смотрели, рассказываемые мною потешки, сказки,стихи с помощью игрушек и картинок, а потом с удовольствием повторяли кое - какие слова и предложения из того, что услышали.
Произведения, осознанно подобранные мною, я сначала выразительно читаю, затем провожу по нему беседу для выяснения понимания услышанного.Чем меньше ребенок, тем определеннее и акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность чувств педагога являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играет наглядный материал(картинки, иллюстрации).При рассматривании иллюстраций, особое внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.( Например:"Что с ним? Почему плачет?) На начальных этапах организации театрализованных игр, эффективно использую ковролин. (Например, в сказке "Репка" поочередно выставляю на ковролине персонажей сказки, благодаря которому дети легче запоминают очередность героев сказки.)
Просмотрев настольный театр, показанный мною, дети пытаются имитировать основные действия и эмоции героев сказки.
Так, незаметно для себя, ребята включаются в театрализованные игры: начинают разыгрывать несложные представления со знакомым сюжетом, используя при этом выразительные средства(интонацию, мимику, жесты),передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Также театрализованные игры стали находить свое отражение в развлечениях, праздниках, где дети играют в подвижные игры, игры - пляски, водят хороводы.
Дети в группе разные: кто - то общительный, веселый, кто - то застенчивый, кто - то агрессивный, гиперактивный. Для детей с разными особенностями, я подбираю разные роли, сюжеты. Так, гиперактивным детям я предлагаю роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно. Агрессивным детям стараюсь не давать роли злых, отрицательных персонажей. Застенчивым детям, которые долго не берут на себя какую - либо роль, я предлагаю подражать с места роли героев. Неуверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, где необходимый атрибут - ширма, за которой ребенок стремится спрятаться от зрителей. Таким образом, театрализованные игры оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяя использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры малыши чувствуют себя раскованно и свободно.
Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, огорчаются неудачам любимых героев и всегда готовы придти на помощь. В процессе игр - инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и показывать, что испытывает персонаж. Театр помогает детям осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям развивает чувства ребенка, помогает сформировать представления детей о положительных и отрицательных человеческих качествах. Занятия театрализованной деятельностью развивают психические функции детей, способность к межличностному взаимодействию. Театр помогает ребенку адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" (В.А.Сухомлинский),"оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, дает уже в эти ранние годы уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей"(Д.Б. Кабалевский).