Развитие детей со сложными нарушениями через обогащение ,накопление и стимуляцию чувственного опыта .
Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов , задаваясь вопросами как и чему учить ,как помочь ребенку познать окружающий его мир , научится взаимодействовать с этим миром .
Для того чтобы овладеть необходимыми навыками умениями нужно иметь сохранную когнитивную сферу, достаточно развитые психические функции , познавательную активность .
Есть категория детей , которые особо нуждаются в детальном изучении особенностей их психики ,
Выработке правильных подходов в обучении , это дети с тяжелой степенью умственной отсталости , имеющие как правило сопутствующие нарушения в развитии.
Проанализировав опыт классиков отечественной и зарубежной психологии , дефектологии , физиологии ,изучив их труды в развитии и становлении человеческой психофизиологии, хотелось отметить процесс ощущения , как базисную функцию, фундамент в построении всей дальнейшей высшей психической деятельности человека .
На основе этих исследований выделено два направления обучения идущих друг за другом: 1) сенсорно перцептивный , этап которого включает в себя обогащение ,накопление и стимуляцию
Чувственного опыта через восприятие предметов и материалов различной фактуры , величины, через изучение свойств различных материалов окружающего мира , через стимуляцию тактильно-двигательного восприятия .На этом этапе важной особенностью обучения является совместное создание развивающей среды, изготовление различных пособий и тренажеров ,где ребенок учится действовать , обследовать , перебирать перекладывать различные отдельные элементы материалов .2)второй этап условно назван когнитивным ,т.к. ребенок имея уже некоторый чувственный опыт и память о свойствах предметов и материалов может выполнять простые упражнения на различение, узнавание , что стимулирует более высокий уровень сознания, тренирует психические функции.
Игры и упражнения первого этапа обучения.
1.Игры с водой
2.игры с песком.
3.Игры с природным материалом ,крупой.
4.Игры с картоном и бумагой.
5.Игры с тканью и нитками.
6.Игры с пластилином.
7.тактильные мячики (совместное изготовление пластилиновых шариков, обкатывание их фасолью ,горохом.)
8.тактильные коврики(выбор материалов различных по фактуре)
9.волшебные пирожки (заполняем мешочки пуговицами, крупой, песком ,ватой )
Игры и упражнения второго этапа обучения.
1.найди такой же мячик.
2.выбери одинаковые мячики (коврики)
3.разложи по коробкам мячики ( различение большой,маленький)
4.разложи по парам коврики(мячики)
5.какой коврик исчез.
- добавь коврик, что бы вышла пара.
7.найди одинаковые мешочки.
8.узнай на ощупь.
9.Чудесная коробочка( мячики ,коврики, мешочки-различение.)