В наше время особое значение приобретает бережное отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, охрана природной среды от загрязнения и разрушения стали проблемами, которые требуют неотложного решения. Человеку нужны хорошие условия окружающей среды, чтобы он себя нормально чувствовал и был здоров.
Бережное отношение к природе становится важнейшей потребностью развития общества.
Бережность, как внутреннее качество личности, есть единство рационального и эмоционального, гармоничное сочетание разума и чувств.
Бережное отношение связано с такими качествами дошкольника, как: особое отношение к окружающему миру, которое носит эмоционально действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, целеустремлённости, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, предвидение ближайших последствий своих действий в природной среде.
Бережное отношение к природе зависит от того, насколько в воспитательном процессе будут учтены основные звенья. Каждое звено обладает относительной самостоятельностью.
Задача экологического воспитания в современном дошкольном учреждении состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы дошкольника.
В потребности становления и развития бережного отношения к окружающей среде выделены три этапа, которые можно рассматривать и, как качественно новые уровни развития личности ребенка:
Первый этап – усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (преимущественно на уровне представлений, факторов, понятий, законов), а так-же навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.
Второй этап – оперирование накопленными знаниями, навыками и умениями, в учебных и игровых ситуациях: в сюжетно – ролевых играх, во время экскурсий. На этом этапе преимущественно осуществляется:
1.Выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений.
2.Выполнение интеллектуальных, практических операций в реальной деятельности.
Третий этап – применение экологических знаний, умений и навыков, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов в процессе отдыха в природном окружении.
Этапы развития бережного отношения у дошкольников к окружающей среде находятся в определенном соответствии с этапами становления мотивов, общественной деятельности дошкольников.
Успешность формирования бережного отношения к природе требует удовлетворения интереса ребенка к познанию самого себя: биологических предпосылок существования человека и социальных способов удовлетворения его потребностей, становления его как члена коллектива общества.
Развитию отношения дошкольника к природе, будет способствовать общение с теми людьми, экологическая деятельность которых, является образцом для подражания.
Формированию и проявлению нравственно–эстетического отношения дошкольников к природе способствуют знания творческого характера: лепка, аппликация, изобразительная деятельность, литературное творчество.
Во время экскурсий в природу, на занятиях, освещенных знакомству с живописью, музыкальными произведениями, воспитатель должен обращать внимание детей на красоту и эстетическую выразительность природы, и её художественное отображение в искусстве. Это помогает детям ощутить её эмоциональное воздействие и проявить эмоционально-эстетическое отношение к природе.
Формированию культуры поведения ребенка в природе способствует чтение и анализ литературных произведений, содержащих убежденные примеры положительного отношения к природе. Особенно ценны те произведения, которые не дают «готового рецепта» поведения, а заставляют анализировать, рассуждать, спорить, и тем самым ставят детей перед необходимостью сознательно формулировать вывод о правильном и неправильном бережном отношением к природе.
Дошкольники очень впечатлительные и у многих есть дома животные, о которых они заботятся, ведь забота ребенка, порой о беспомощном существе делает его внимательней, добрее, у ребенка воспитывается чувство ответственности. Эти качества со временем перерастают в постоянные чувства ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом. Дети начинают понимать, что природа нужна человеку не только потому, что дает пищу, одежду, лекарства, жилище и т.д., но и потому, что природа красивая, в ней много интересного. Давно замечено, что любить, защищать и беречь человек склонен, в первую очередь то, что ему нравится, что он воспринимает как красивое. Именно эстетическое восприятие облагораживает эмоции, мышление, деятельность, возвышая их до нравственных отношений при взаимодействии человека с природой.
Педагоги и психологи утверждают, что у дошкольников бережное отношение к природе возникает в сфере чувств.
Бережное отношение дошкольников к окружающей действительности ярко проявляется в практической деятельности, доступной их возрасту. Детям нравится собирать ягоды, семена для подкормки птиц, заботиться о деревья, высаживать цветы ,работать в цветниках, поливать цветы, рыхлить землю, освобождать культурные растения от сорняков, следить за ростом, посаженных ими растений.
Совпадение экологических знаний и поведение младших дошкольников можно рассматривать, как высокий уровень развития ответственного отношения к природе. Однако неустойчивость эмоциональных и волевых процессов дошкольников является причиной того, что нравственные переживания и поведения не имеют у них достаточно обобщенного характера. Вот почему так необходимо именно систематическое воспитание в духе ответственного бережного отношения к природе.