Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,подготовки их к жизни в современном обществе
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий
В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук.