Рабочая программа по математике для 3 класса УМК "Школа России" соответствует требованиям ФГОС, содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к подготовке учащихся с учётом ФГОС, крнтрольные измерители, список "Обеспечение предмета"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от « 28 » августа 2017 г. № 1 | Принято Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3 от «30» августа 2017 г. № 7 | Утверждаю Директор МБОУ ОСОШ № 3 ________________ М.М. Кушнарева Приказ от «31» августа 2017 г. № 267 |
Уровень общего образования (класс) –
Начальное общее образование, 3 «А» класс
Количество часов в неделю - 4 часа, по программе – 136 часов,
за год - 133 часа
Учебный год 2017-2018
Учитель Малинкина Наталья Александровна
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 12.08.2016 г. № 195 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;
- приказ МБОУ ОСОШ № 3 от 01.09.2017 № 282 «Об утверждении образовательной программы МБОУ ОСОШ № 3 на 2017-2018 учебный год».
.
Сведения об учебной программе
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математике и авторской программы по математике в 3 классе М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантова «Математика» (Москва:Просвещение, 2015).
Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 136 часов, 4 часа в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий на 2017-2018 уч. год программа реализуется в объёме 133 часа. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала, объединения тем уроков:
урок № 18: Решение задач. Повторение. «Что узнали. Чему научились»
урок № 60: Анализ контрольной работы. Доли.
урок №114:Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?»
Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика: Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2014, УМК «Школа России», № 1.1.2.1.8.3 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Математика»
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
- Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
- арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Структура курса
| Название тем | Кол – во часов |
1 | Сложение и вычитание. Повторение | 9 |
2 | Табличное умножение и деление | 54 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 |
4 | Числа от 1 до 1000.Нумерация | 13 |
5 | Сложение и вычитание | 11 |
6 | Умножение и деление | 14 |
7 | Итоговое повторение | 3 |
Итого | 133 ч. |
Формы контроля
Четверть | К-во час. в неделю | Всего часов | К/р | ||
По плану | Факт. | По плану | Факт. | ||
1 | 4 | 33 | 2 | ||
2 | 4 | 31 | 3 | ||
3 | 4 | 40 | 3 | ||
4 | 4 | 29 | 2 | ||
итого | 133 | 10 |
График контрольных работ
№ | Тема (раздел) | Форма работы | Дата |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение | Входной контроль. Контрольная работа№1 «Сложение и вычитание. Повторение» | 13.09 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | Проверочная работа №1«Порядок выполнения действий. Решение задач» | 10.10 |
Контрольная работа №2«Умножение и деление. Решение задач» | 13.11 | ||
Проверочная работа№2 «Таблица умножения» | 11.12 | ||
Рубежная контрольная работа №3 (за 1 полугодие) | 18.12 | ||
3 | Внетабличное умножение и деление | Контрольная работа № 4 « Внетабличное умножение и деление» | 09.02 |
4 | Деление с остатком | Контрольная работа №5«Решение задач и уравнений. Деление с остатком» | 28.02 |
5 | Нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел | Проверочная работа №3« Нумерация чисел в пределах 1000» | 21.03 |
Контрольная работа №6 «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел» | 18.04 | ||
6 | Итоговое повторение | Контрольная работа №7 Итоговая контрольная работа | 15.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Скоррек тирован ная дата, пояснение | Тема урока | ||
1 четверть-33 часа | ||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение (9 ч.) | ||||||
1. | 1 | 01.09 | Повторение нумерации чисел. Сложение и вычитание | |||
2 | 2. | 04.09 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | |||
3 | 3. | 05.09 | Выражения с переменной | |||
4 | 4. | 06.09 | Решение уравнений | |||
5 | 5 | 08.09 | Решение уравнений | |||
6 | 6. | 11.09 | Решение уравнений | |||
7 | 7. | 12.09 | Обозначение геометрических фигур буквами | |||
8 | 8 | 13.09 | Входной контроль. Контрольная работа№1 по теме «Сложение и вычитание. Повторение» | |||
9 | 9 | 15.09 | Анализ контрольной работы Повторение пройденного: «Что узнали? | |||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (54ч.) | ||||||
10 | 1 | 18.09 | Связь между компонентами и результатом умножения | |||
11 | 2 | 19.09 | Связь умножения и деления | |||
12 | 3 | 20.09 | Четные и нечетные числа. | |||
13 | 4 | 22.09 | Таблица умножения | |||
14 | 5 | 25.09 | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. | |||
15 | 6 | 26.09 | Связь между величинами: масса, количество | |||
16 | 7 | 27.09 | Порядок выполнения действий | |||
17 | 8 | 29.09 | Порядок выполнения действий | |||
18 | 9 | 02.10 | Решение задач. Повторение. «Что узнали. Чему научились» | |||
19 | 10 | 03.10 | Таблица умножения и деления | |||
20 | 11 | 04.10 | Таблица Пифагора | |||
21 | 12 | 06.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | |||
22 | 13 | 09.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | |||
23 | 14 | 10.10 | Проверочная работа№1«Порядок выполнения действий. Решение задач» | |||
24 | 15 | 11.10 | Работа над ошибками. Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |||
25 | 16 | 13.10 | Задачи на уменьшение числа | |||
26 | 17 | 16.10 | Таблица умножения и деления | |||
27 | 18 | 17.10 | Задачи на кратное сравнение | |||
28 | 19 | 18.10 | Задачи на кратное сравнение | |||
29 | 20 | 20.10 | Задачи на кратное сравнение | |||
30 | 21 | 23.10 | Таблица умножения и деления | |||
31 | 22 | 24.10 | Решение задач | |||
32 | 23 | 25.10 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | |||
33 | 24 | 27.10 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | |||
2 четверть- 31 час | ||||||
34 | 25 | 07.11 | Таблица умножения и деления | |||
35 | 26 | 08.11 | Проект «Математическая сказка» | |||
36 | 27 | 10.11 | Повторение. «Что узнали. Чему научились» | |||
37 | 28 | 13.11 | Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление. Решение задач» | |||
38 | 29 | 14.11 | Анализ контрольной работы. | |||
39 | 30 | 15.11 | Площадь. Единицы площади | |||
40 | 31 | 17.11 | Квадратный сантиметр | |||
41 | 32 | 20.11 | Площадь прямоугольника | |||
42 | 33 | 21.11 | Таблица умножения и деления | |||
43 | 34 | 22.11 | Решение задач | |||
44 | 35 | 24.11 | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» | |||
45 | 36 | 27.11 | Таблица умножения и деления | |||
46 | 37 | 28.11 | Единица площади – квадратный дециметр | |||
47 | 38 | 29.11 | Сводная таблица умножения | |||
48 | 39 | 01.12 | Решение задач | |||
49 | 40 | 04.12 | Единица площади – квадратный метр | |||
50 | 41 | 05.12 | Закрепление по теме «Таблица умножения» | |||
51 | 42 | 06.12 | «Странички для любознательных». | |||
52 | 43 | 08.12 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | |||
53 | 44 | 11.12 | Проверочная работа№2 «Таблица умножения» | |||
54 | 45 | 12.12 | Умножение на 1 | |||
55 | 46 | 13.12 | Умножение на 0 | |||
56 | 47 | 15.12 | Деление вида: а : а, 0 : а | |||
57 | 48 | 18.12 | Рубежная контрольная работа № 3 (за 1 полугодие) по теме «Табличное умножение и деление» | |||
58 | 49 | 19.12 | Текстовые задачи в три действия | |||
59 | 50 | 20.12 | Деление 0 на число | |||
60 | 51 | 22.12 | Анализ контрольной работы. Доли. | |||
61 | 52 | 25.12 | Круг. Окружность (центр, радиус, | |||
62 | 53 | 26.12 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Решение задач. | |||
63 | 54 | 27.12 | Единицы времени: год, месяц, сутки | |||
Внетабличное умножение и деление (29 ч) | ||||||
64 | 1 | 29.12 | Приемы умножения и деления для случаев вида: 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 | |||
3 четверть- 40 часов | ||||||
65 | 2 | 10.01 | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | |||
66 | 3 | 12.01 | Умножение суммы на число | |||
67 | 4 | 15.01 | Умножение суммы на число | |||
68 | 5 | 16.01 | Умножение двузначного числа на однозначное | |||
69 | 6 | 17.01 | Умножение двузначного числа на однозначное | |||
70 | 7 | 19.01 | Решение задач | |||
71 | 8 | 22.01 | Выражение с двумя переменными | |||
72 | 9 | 23.01 | Деление суммы на число | |||
73 | 10 | 24.01 | Деление суммы на число | |||
74 | 11 | 26.01 | Закрепление. Деление суммы на число | |||
75 | 12 | 29.01 | Связь между числами при делении | |||
76 | 13 | 30.01 | Проверка деления умножением | |||
77 | 14 | 31.01 | Приёмы деления для случаев вида 87:29 66:22 | |||
78 | 15 | 02.02 | Проверка умножения с помощью деления | |||
79 | 16 | 05.02 | Решение уравнений | |||
80 | 17 | 06.02 | Решение уравнений | |||
81 | 18 | 07.02 | Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» | |||
82 | 19 | 09.02 | Контрольная работа № 4 по теме «Внетабличное умножение и деление» | |||
83 | &n |