Рабочая программа по истории земли Иркутской - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 65
  • Скачиваний: 1

Пояснительная записка

к учебной программе обязательного курса по истории

«История Земли Иркутской»

            Название программы:  «История Земли Иркутской».

            Ступень образования, на которой реализуется данная программа: средняя (полная).

            Структура школьного исторического образования, для которой подготовлена эта программа: концентрическая.

            Виды занятий, на которых реализуется программа: обязательные.

            Уровень усвоения программы школьниками: базовый.

           

Инвариантная часть Базисного учебного плана реализует федеральный и  региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.

            С 2007-2008 учебного года региональным компонентом предполагается ведение курса по изучению историко-культурного наследия области, рассчитанного на 34 часа учебного времени. Разработка данной программы обусловлена тем, что учителя региона не располагают учебными программами по историческому краеведению.

            Под историческим краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определённой территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально – экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, области. Краеведение всесторонне изучает малые территории.

            Школьное краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно способствует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию школьников, всестороннему росту и развитию их способностей. Изучение истории края является средством конкретизации общеисторического материала и средством расширения знаний. Изучение местной истории обусловлено важностью патриотического воспитания учащихся.

            Значение школьного краеведения особенно возросло в условиях модернизации российской школы. Оно превращается из методического приёма в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.

            Знание богатой истории края своей родословной, людей, с которыми рядом живёшь, способствует воспитанию гордости за свой народ, формированию национального самосознания. Любовь к родному городу, селу, гордость за свою малую родину имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качеств личности.

            Иркутская область всегда играла значительную роль в экономическом                                                                                                                                                               и социальном развитии России. Героические имена, великие стройки, важные для всей страны события навсегда вписаны в историю нашего государства.

            В настоящее время на плечи сибиряков, как не единожды в  былые годы, ложится огромная ответственность за возрождение великой державы. Знание истории края, проблем сегодняшнего дня, перспектив развития должны способствовать формированию активной жизненной позиции сибиряков – преобразователей края.

            Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи   с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым старшеклассником своей личной связи с историей Родины.

            Для реализации поставленных задач предполагается широкое привлечение местного материала и публикаций в СМИ.

            Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, документами, а также путем научно – исследовательской работы.

            Ц е л ь   к у р с а: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой

Родины.

            Данная цель курса реализуется посредством решения ряда    з а д а ч:

Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;

Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;

Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;

Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников  на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в

ходе работы над курсом:

            -   называть даты важнейших событий, хронологические рамки, составлять логические и синхронистические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов;

            -   читать и использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития региона;

            -   описывать исторические события;

            - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию в одном или нескольких источниках;

            -    рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретному народу и конкретной исторической эпохе;

            -   сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей , определять и обосновывать свою точку зрения, владея логическими приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале;

            -  приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своего края, овладение исследовательскими умениями;

            - составлять тезисы, конспекты, писать реферат, доносить до аудитории свою информацию.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: