Рабочая программа средней группы (2019 - 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Разделы образовательной программы | стр. |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 6 |
1.2.1 | Цели и задачи по реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений | 6 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию образовательной программы в средней группе | 7 |
1.4 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста | 7 |
1.5 | Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, в том числе планируемые результаты освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений -Целевые ориентиры в раннем возрасте -Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования | 7 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1. | Общие положения | 9 |
2.2. | Содержание образовательной деятельности по образовательным областям - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 9 10 11 11 12 |
2.3. | Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 12 |
2.4. | Виды детской деятельности, связанные с реализацией программы и культурные практики. | 29 |
2.5. | Способы направления и поддержки детской инициативы | 34 |
2.6. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников | 37 |
2.7. | Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами | 41 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 42 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 42 |
3.2. | Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ | 44 |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 46 |
3.4. | Режим дня и распорядок пребывания воспитанников в ДОУ | 50 |
3.5. | Планирование образовательной деятельности | 53 |
3.6. | Перечень литературных источников | 94 |
Введение
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 43» - это один из нормативно-управленческих документов образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста на ступени дошкольного образования и обеспечивает разностороннее развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная программа раскрывает содержание совместной деятельности воспитателя и детей, показывая целевые ориентиры освоения Программы, а так же раскрывает «портрет дошкольника» 7 года жизни, отвечающий идеям дошкольной педагогики.
В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия ДОУ – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства и дальнейшее овладение разнообразными формами жизнедеятельности в быстро меняющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Программа направлена на создание условий развития воспитанников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Образовательная программа подчеркивает особую роль семьи в сотрудничестве с детским садом, концептуальным подходом которой является – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании, то есть развитие ответственного, активного отношения к образовательной деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения о ДОУ:
Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43», города Славгород.
Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 43».
Тип — дошкольное образовательное учреждение.
Адрес сайта ДОУ: undefined
Место нахождения учреждения: 658828, Алтайский край, город Славгород, микрорайон 3, строение 2.
Почтовый адрес: 658828,Алтайский край, город Славгород, микрорайон 3, строение 2.
Учредитель: Комитет администрации г.Славгорода Алтайского края по образованию,
МБДОУ «Детский сад № 43» функционирует на основании:
-Устава;
-Лицензии на осуществление образовательной деятельности;
Детский сад имеет филиалы, которые являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его нахождения, и созданы в соответствии с законодательством РФ в целях реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Полное наименование филиалов
| Адреса осуществления образовательной деятельности
|
- Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» - «детский сад № 40» | - 658820, Алтайский край, г. Славгород, микрорайон 1, строение 25; |
Программа разработана инициативной группой педагогов дошкольного образовательного учреждения под руководством заведующего, утверждена самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №43» (далее – МБДОУ) и его филиалах через реализацию образовательных областей. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, а так же она направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий успешной социализации и индивидуализации детей.
Обучение ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. МБДОУ работает по пятидневной рабочей неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. МБДОУ функционирует в режиме 10,5-часового пребывания с 7.30 до 18.00. Учитывая специфику образовательных потребностей и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) в режиме кратковременного пребывания (5-часовое) с 7.45 – 12.45 посещают МБДОУ и его филиалы дети с 1,6 до 3 лет.
Образовательная программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..-4-е изд., перераб. - М.: Мозайка –Синтез, 2017.-352 с. и реализуется в течение всего периода и времени пребывания ребенка в МБДОУ. Она предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ, выбранных или разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований Стандарта, социального заказа родителей, и направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены:
Парциальные программы | Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» -«детский сад № 40» |
Разработанные участниками образовательного процесса | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Авторская программа музыкальных руководителей «Весёлые нотки» | + |
1.2 Цели и задачи реализации программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ОВЗ;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;
- формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания.
1.2.1.Цели и задачи в части формируемые участниками образовательных отношений, одним из приоритетных направлений Программы является воспитание детей с учетом региональных особенностей.
Цель: формирование любви к родному городу, краю, толерантности при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
-прививать чувство любви к малой родине: родному городу, краю;
-знакомить дошкольников с культурой своего народа и народов ближайшего окружения.
1.3 Принципы и подходы к формированию образовательной программы в средней группе
Принципы и подходы к формированию обязательной части программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. .-4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (с 11-13)
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста
Настоящая Программа рассчитана на один год, который рассчитывается с 1 сентября по 31 августа. Режим работы группы – пятидневный, с 7.30 – 18.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. Филиал МБДОУ – «Детский сад №43» - «детский сад №40» учитывает климатические, географические особенности, то есть образовательная деятельность в группе «Пчелки» организуется с учетом двух периодов:
Холодный период: сентябрь – май
Теплый период: июнь - август
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Возрастные особенности развития детей от 4 до 5 лет отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. .-4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (с 36-38)
1.5 Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, в том числе планируемые результаты освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Планируемые результаты освоения Программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд, – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016: целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (стр. 20-22).
Система оценки результатов освоения Программы отражена в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд, – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (стр. 22-23) Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе (обладает чувством собственного достоинства); - обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, владеет основными культурными способами деятельности; - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре (владеет разными формами и видами игры), различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, задавать вопросы взрослым и сверстникам; - интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; - знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т.п.; - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; - достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; - способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
В части формируемой участниками образовательных отношений ребенок проявляет патриотические чувства, имеет представление о городе, крае, о животном и растительном мире своего города.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Общие положения
2.2. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с.65-163
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основные цели и задачи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 65 – 67
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 69
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 72 – 73
Ребенок в семье и сообществе
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 75
Формирование позитивных установок к труду и творчеству
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 78 – 79
Формирование основ безопасности
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 83
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 85 - 87
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 89 - 90
Формирование элементарных математических представлений
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 94 – 95
Ознакомление с предметным окружением
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 101
Ознакомление с миром природы
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 104 - 106
Ознакомление с социальным миром
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 110 – 111
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные цели и задачи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 114
Развитие речи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 118 - 119
Приобщение к художественной литературе
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 123
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 125 - 126
Приобщение к искусству.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 127 – 128
Изобразительная деятельность.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 133 - 135
Конструктивно-модельная деятельность
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 144
Музыкальная деятельность.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 144 – 148
Развитие игровой деятельности (театрализованные игры)
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 152 – 153
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные цели и задачи
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 154 – 155
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 156 – 157
Физическая культура.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 160 – 161
2.3 ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
Организация образовательной деятельности детей является одним из важнейших условий реализации программы. Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками зависит от:
- возрастных особенностей воспитанников;
- от индивидуальных и особенных образовательных потребностей воспитанников;
- от интересов и желаний детей и их родителей (законный представитель).
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от оснащенности дошкольного учреждения от культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию в режиме дня с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач.
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные или интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Возможна реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности и рассматривается она только в старшем дошкольном возрасте.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
-совместную деятельность с детьми:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Конкретное содержание форм работы указанных образовательных областей определяется педагогом самостоятельно и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) - как сквозных механизмах развития ребенка.
Формы | Методы и приёмы | Средства |
Подгрупповые и Групповые (позволяет обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения) Фронтальные (чёткая организационная структура) Индивидуальные (позволяет индивидуализировать обучение, уделить дополнительное внимание тем детям, которые в этом нуждаются) Совместная деятельность детей и взрослых Режимные моменты | Наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация, показ образца и т.п.) Словесные (чтение художественных произведений, рассказ, беседа и т.п.) Игровые (игровые и дидактические упражнения, сюжет-но – ролевые игры) Практические (упражнения) Исследовательский (эксперимент, моделирование)
| - демонстрационные и раздаточные; - аудиовизуальные, визуальные, аудийные. Средства, направленные на развитие деятельности детей: -двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); -игровой (игры, игрушки); -коммуникативной (дидактический материал); -чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); -познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); -трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); -продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); -музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.). |
Формы и методы развития социально- коммуникативных способностей детей
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьѐй | |||
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||||
Средняя группа (4-5) | |||||
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения | |||||
Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру, проблемное общение воспитателей с детьми. | Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций. | Игры и действия с предметами, с дидактическими игрушками, с настольным плоскостным театром, рассматривание картинок с изображением различных эмоциональных состояний людей и книжных иллюстраций. | Беседа, консультации, консультативные встречи по заявкам, открытые занятия, проектная деятельность, досуги, праздники, труд в природе. | ||
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры) | |||||
Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно- печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение воспитателей с детьми. | Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций. | Игра, подражательные действия с предметами, орудиями, игры с дидактическими игрушками, несложными дидактическими и настольно-печатными играми, сюжетно-ролевые игры, инсценировка знакомых литературных произведений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. | Беседа, консультации, консультативные встречи по заявкам, открытые за |