Рабочая программа - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 136
  • Скачиваний: 8

Рабочая программа средней группы (2019 - 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

№ п/п

Разделы образовательной программы

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ                                              

3

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                                                                                                

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи реализации программы 

6

1.2.1

Цели и задачи  по  реализации части программы, формируемой  участниками образовательных  отношений

6

1.3

Принципы и подходы к формированию образовательной программы  в средней группе

7

1.4

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста

7

1.5

Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, в том числе планируемые результаты освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

-Целевые ориентиры в раннем возрасте  

-Целевые ориентиры  на этапе завершения дошкольного образования       

7

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1.

Общие положения

9

2.2.

Содержание образовательной деятельности по образовательным областям

- СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

9

10

11

11

12

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

12

2.4.

Виды детской деятельности, связанные с  реализацией программы и культурные практики.

29

2.5.

Способы направления и поддержки детской инициативы

34

2.6.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

37

2.7.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами

41

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

42

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

42

3.2.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ

44

3.3.

Обеспечение методическими  материалами и средствами обучения и воспитания

46

3.4.

Режим дня и распорядок пребывания воспитанников в ДОУ

50

3.5.

Планирование образовательной деятельности

53

3.6.

Перечень литературных источников

94

 

 

 

 

Введение

      Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 43» - это один из нормативно-управленческих документов образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса для детей  раннего и дошкольного возраста на ступени дошкольного образования  и обеспечивает разностороннее развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная программа раскрывает содержание совместной деятельности воспитателя и детей, показывая целевые ориентиры освоения Программы, а так же раскрывает «портрет дошкольника» 7 года жизни, отвечающий идеям дошкольной педагогики.

В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его  отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия ДОУ – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства и дальнейшее овладение разнообразными формами жизнедеятельности в быстро меняющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Программа направлена на создание условий развития воспитанников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Образовательная программа подчеркивает особую роль семьи в сотрудничестве с детским садом, концептуальным подходом которой является – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании, то есть развитие ответственного, активного отношения к образовательной деятельности.

          Основная образовательная программа дошкольного образования может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

   1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общие сведения о ДОУ:

Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43», города  Славгород.

Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 43».

Тип — дошкольное образовательное учреждение.

Адрес сайта ДОУ: undefined

Место нахождения учреждения: 658828, Алтайский край, город Славгород, микрорайон 3, строение 2.

Почтовый адрес:  658828,Алтайский край, город Славгород, микрорайон 3, строение 2.

Учредитель:  Комитет администрации г.Славгорода Алтайского края по образованию,

МБДОУ «Детский сад № 43» функционирует на основании:

-Устава;

-Лицензии на осуществление образовательной деятельности;

        Детский сад имеет филиалы, которые являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его нахождения, и созданы в соответствии с законодательством РФ в целях реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

        Полное наименование филиалов

 

Адреса осуществления

 образовательной деятельности

 

- Филиал муниципального  бюджетного  

 дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» - «детский сад № 40»

- 658820, Алтайский край, г. Славгород, микрорайон 1, строение 25;

 Программа разработана инициативной группой педагогов дошкольного образовательного учреждения под руководством заведующего, утверждена самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

           Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад №43» (далее – МБДОУ)  и его филиалах через реализацию образовательных областей. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, а так же она направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий успешной социализации и индивидуализации детей.

           Обучение ведется на государственном языке Российской Федерации –  русском языке. МБДОУ работает по пятидневной рабочей неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. МБДОУ функционирует в режиме 10,5-часового пребывания  с 7.30 до 18.00. Учитывая специфику образовательных потребностей и интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) в режиме кратковременного пребывания (5-часовое) с 7.45 – 12.45 посещают МБДОУ и его филиалы  дети с 1,6 до 3 лет.

            Образовательная программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и  включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые  являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

            Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..-4-е изд., перераб. - М.: Мозайка –Синтез, 2017.-352 с. и реализуется в течение всего периода и времени пребывания ребенка в МБДОУ. Она предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

            Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ, выбранных или разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований Стандарта, социального заказа родителей,  и направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.

          В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены:

Парциальные программы

Филиал    МБДОУ «Детский сад № 43» -«детский сад № 40»

Разработанные участниками образовательного процесса

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Авторская программа музыкальных

 руководителей  «Весёлые нотки»

+

1.2   Цели и задачи реализации программы

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,  обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

-  обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечить  равные возможности для  полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ОВЗ;

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника;

- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;

- формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ;

 - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания.

1.2.1.Цели и задачи в части формируемые участниками образовательных отношений, одним из приоритетных направлений Программы является воспитание детей с учетом региональных особенностей.

Цель: формирование любви к родному городу, краю, толерантности при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

-прививать чувство любви к малой родине: родному городу, краю;

-знакомить дошкольников с культурой своего народа и народов ближайшего окружения.

1.3 Принципы и подходы к формированию образовательной программы в средней группе

   Принципы и подходы к формированию обязательной части программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. .-4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (с 11-13)

            1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста

      Настоящая Программа рассчитана на один год, который рассчитывается с 1 сентября по 31 августа.                                                                                                          Режим работы группы – пятидневный, с 7.30 – 18.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.                                                                                 Филиал МБДОУ – «Детский сад №43» - «детский сад №40» учитывает климатические, географические особенности, то есть образовательная деятельность в группе «Пчелки» организуется  с учетом двух периодов:

Холодный период:  сентябрь – май

Теплый период:  июнь - август

Возрастные особенности детей 4-5  лет.

       Возрастные особенности развития детей от 4 до 5 лет отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. .-4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (с 36-38)

1.5   Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, в том числе планируемые результаты освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

Планируемые результаты освоения Программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд, – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016: целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (стр. 20-22).                                                                               

Система оценки результатов освоения Программы отражена в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд, – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 (стр. 22-23)                                                                                                            Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе (обладает чувством собственного достоинства);   - обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, владеет основными культурными способами деятельности;  - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.;   - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;  - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,                                                                                                                                        - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;                                               - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре (владеет разными формами и видами игры), различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;     - проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, задавать вопросы взрослым и сверстникам;                                                                                           - интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;     - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; - знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т.п.;                - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;                                                                                                   - достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах;                                                            - способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

В части формируемой участниками образовательных отношений ребенок проявляет патриотические чувства, имеет представление о городе, крае, о животном и растительном мире своего города.

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Общие положения

2.2. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям       Данный раздел соответствует основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с.65-163

      Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основные  цели и задачи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 65 – 67

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 69

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 72 – 73

Ребенок в семье и сообществе

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 75

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 78 – 79

Формирование основ безопасности

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 83

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основные  цели и задачи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 85 - 87

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 89 - 90

Формирование элементарных математических представлений

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 94 – 95

Ознакомление с предметным окружением

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 101

Ознакомление с миром природы

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 104 - 106

Ознакомление с социальным миром

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 110 – 111          

Образовательная область «Речевое развитие»

Основные  цели и задачи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 114

Развитие речи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 118 - 119

Приобщение к художественной литературе

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 123

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основные  цели и задачи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 125 - 126

Приобщение к искусству.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 127 – 128

Изобразительная деятельность.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 133 - 135

Конструктивно-модельная деятельность

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 144

Музыкальная деятельность.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 144 – 148

Развитие игровой деятельности (театрализованные игры)

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 152 – 153

Образовательная область «Физическое развитие»

Основные  цели и задачи

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 154 – 155

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 156 – 157

Физическая культура.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 160 – 161

2.3 ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

      Организация образовательной деятельности детей является одним из важнейших условий реализации программы. Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками зависит от:

- возрастных особенностей воспитанников;

- от индивидуальных и особенных образовательных потребностей воспитанников;

- от интересов и желаний детей и их родителей (законный представитель).

          Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от оснащенности дошкольного учреждения от культурных и региональных осо­бенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

         Образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию в режиме дня с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач.

         В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используются преимущественно  игровые, сюжетные или  интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

          В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является  «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).  Возможна реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности и рассматривается  она только в старшем дошкольном возрасте.

        Воспитательно-образовательный процесс условно подраз­делен на:

-совместную деятельность с детьми:

-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности;

-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Конкретное содержание форм работы указанных образовательных областей определяется педагогом самостоятельно и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) - как сквозных механизмах развития ребенка.

Формы

Методы и приёмы

Средства

Подгрупповые и

Групповые (позволяет обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения) Фронтальные (чёткая организационная структура)

Индивидуальные (позволяет индивидуализировать обучение, уделить дополнительное внимание тем детям, которые в этом нуждаются) Совместная деятельность детей и взрослых

Режимные моменты

Наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация, показ образца   и т.п.)

Словесные

(чтение художественных произведений,  рассказ,  беседа и т.п.)

Игровые

(игровые и дидактические упражнения, сюжет-но – ролевые игры)

Практические (упражнения)

Исследовательский

(эксперимент, моделирование)

 

- демонстрационные и раздаточные;

- аудиовизуальные, визуальные,  аудийные.

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

-двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

-игровой (игры, игрушки);

-коммуникативной (дидактический материал);

-чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

-познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);

-трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

-продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

-музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Формы и методы  развития социально- коммуникативных способностей детей

 

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьѐй

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Средняя группа (4-5)

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения

Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру, проблемное общение воспитателей с детьми.

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Игры и действия с предметами, с дидактическими игрушками, с настольным плоскостным театром, рассматривание картинок с изображением различных эмоциональных состояний людей и книжных иллюстраций.

Беседа, консультации, консультативные встречи по заявкам, открытые занятия, проектная деятельность, досуги, праздники, труд в природе.

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно- печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение воспитателей с детьми.

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций.

Игра, подражательные действия с предметами, орудиями, игры с дидактическими игрушками, несложными дидактическими и настольно-печатными играми, сюжетно-ролевые игры, инсценировка знакомых литературных произведений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

Беседа, консультации, консультативные встречи по заявкам, открытые за

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: