Путешествие по литературному зазеркалью - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 192
  • Скачиваний: 14

 

Открытый урок по литературе в 5 классе

(Урок-путешествие с элементами веб – квеста)

 

 

 

 

 

 

 

                                       Провела – Зайнудинова Райханат Магомедгазиевна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Тема урока:  «Путешествие по литературному зазеркалью».

Тип урока: урок рефлексии. 

Форма урока:  урок - приключение.

Цель: выявит уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят, прививать любовь к литературе как науке и виде искусства.

Задачи уроки:

образовательные: формирование положительного отношения учению, познавательной деятельности, совершенствовать имеющиеся знания и умения.

 развивающие: развивать внимание учащихся, творческое воображение, повышать интерес к предмету, навыки взаимодействия в группах, содействовать воспитанию чувства взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группах.

воспитательные: воспитывать культуру речи, чувство доброжелательности, сопереживания.

Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой  учителем информации); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы); метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Приемы: беседа, разгадывание  кроссворда, создание иллюстраций.

Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук.  

Планируемые результаты:

Предметные: понимать ключевые проблемы изученных в 5 классе произведений, выявлять  заложенные  в  них  вневременные,  непреходящие  нравственные  ценности  и  понимать их  современное  звучание.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке, формирование   целостного   мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения  к  другому  человеку,  его  мнению,  мировоззрению,  культуре, традициям,  языкам, ценностям  народов  России  и  народов  мира;  готовности  и  способности  вести  диалог  с  другими  людьми  и  достигать  в  нём  взаимопонимания.

Регулятивные УУД:  учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация исследовательской работы учащихся, сборники пейзажной лирики, иллюстрации к стихотворениям.

Межпредметные связи:       

Изобразительное искусство, музыка, театр.

 

Урок – приключение с элементами веб - квеста. Это путешествие обучающихся по изученным книгам в поисках ответов на поставленные вопросы. В конспекте урока даны некоторые ссылки, которые помогут обучающимся расширить свои знания с помощью Интернета.

На уроке используется как традиционная методика, так и современные технологии, например, РКМЧП. Материалы урока нацелены на формирование «духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением», развитие «интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности».

Работа направлена на создание условий для постижения учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания, связи с жизнью, на основе принципа историзма.

Ход урока

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
УУД:
 1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

Учитель: - Есть огромная страна. Как она называется, мы узнаем, если разгадаем кроссворд. А чтобы разгадать его, предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Согласны? Доверите ли вы мне управление этой фантастической машиной?   Распределяем роли: 4 ученика защищают проект, остальные ученики – путешественники во времени.  Всем выдаётся путевой лист, который будет заполняться по ходу урока и в конце занятия.

         

х

1  Л

е

б

         
         

Н

2  И

к

и

т

а

     
           

3  Т

ё

п

л

ы

й

   
     

к

о

п

4  Е

р

н

и

к

     

ф

о

л

к

л

о

5  Р

             
         

з

6  А

к

л

и

ч

к

а

 
           

7 Т

о

л

с

т

о

й

 
     

Х

и

р

8  У

р

г

и

я

     
           

9  Р

у

к

а

в

и

ц

а

           

10 И

             
           

11 Я

б

л

о

к

о

   

 

Машина времени начинает свой ход! (На слайде появляется анимированная картинка «машины времени», рисунки учеников).
Учитель: - Вот так вы представляете машину времени. У меня есть тоже своё представление об этом, но свой секрет я раскрою в конце урока.

Учитель: - У меня есть тоже своё представление об этом, но свой секрет я раскрою в конце урока. Тем более, что подсказку я положила в нашу волшебную шкатулку, которую мы откроем в конце нашего путешествия. Роли уже распределены: 4 ученика защищают проект.

2)Этап актуализации и пробного учебного действия
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

ОСМЫСЛЕНИЕ. Итак, направление - «Древняя Русь».
(Звук машины времени)
Сценка «Малы детушки». Сидит девочка в сарафане, на голове платочек и качает куклу. Поёт старинную колыбельную песенку:
Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время - подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

Девочка замолчала, а в это время ребята хором произносят закличку:

Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!

Учитель: - Дорогие путешественники! В древние времена люди очень любили и то, что пела девочка (да и сейчас любят), и то, что вы хором произнесли сейчас. Чтобы записать 6-ю букву кроссворда, нужно взять 2-ю (можно последнюю букву) из названия жанра, представленного в хоровом исполнении, или предпоследнюю.

Букву названия жанра песенки. (6-А)

- Какие жанры устного народного творчества вам известны? Представляем ваш любимый жанр - сказку. Вспомните, какие виды сказок вы знаете. Какие черты характера героя будут воплощены (прогноз) в игре актёров? (Во время этой беседы актёры переодеваются – костюм должен быть удобным, чтобы не потерять время).

Сценка из сказки "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо".
Три ученика вместе одеваются в один плащ, а в руках на палочках держат нарисованные на картоне головы чудовища. Иван с мечом.
От слов «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. .... После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся»
- Удалось ли ребятам передать характеры героев? Какие это характеры?
- По каким признакам можно узнать жанр этого произведения? И вот теперь мы разгадаем 9-ю букву нашего кроссворда, если назовём 1-ю букву слова, которое обозначает тот предмет, что бросил Иван - крестьянский сын в избушку, где спали братья. (9 - Р- рукавица). «Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат». Как можно назвать одним словом загадки, потешки, пестушки, частушки, колыбельные. Последняя буква этого слова – 5-я в кроссворде. (5 – Р - фольклор).
- Итак, машина времени отправляется. Направление - «XVIII век».

Видео. Портрет Ломоносова. Актёр за кадром читает «Случились вместе два Астронома в пиру...»

- У какого великого человека мы побывали в гостях?

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный, поэт. Пушкин назвал его первым российским университетом. Вот так  просто, с улыбкой о сложных научных истинах сумел сказать, заботясь о просвещении людей, великий учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов.

4-я буква кроссворда – это 4-я буква в имени учёного, на стороне которого выступает Ломоносов. (4 - Е –Коперник).

Машина времени отправляется. Направление – XIX век.

Проект «Узнай произведение по строке»

Цель проекта: вспомнить строки из произведений, увидеть их красоту и значимость, помочь одноклассникам вспомнить названия и авторов строк, удивительные и поучительные события произведений.

  • «У сильного всегда бессильный виноват…» (И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок»).
  • «Жил-был добрый царь Матвей; // Жил с царицею своей…» (В.А.Жуковский. «Спящая царевна»).
  • «Царь с царицею простился, // В путь-дорогу снарядился…» («Сказка  о  мёртвой  царевне и о семи  богатырях». А.С.Пушкин).
  • «В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой». («Чёрная курица, или Подземные жители». Антоний Погорельский.)
  • «За горами, за лесами, //За широкими морями, // Против неба – на земле // Жил старик в одном селе». (Пётр  Павлович  Ершов.  «Конёк-Горбунок»).
  • «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин». («Кавказский пленник». Л.Н.Толстой).

10 буква  кроссворда – это первая в имени великого русского баснописца. (10 – И – Иван Крылов).
 Направление - XX  век.

На машине времени можно перенестись не только во времени, но и по странам и континентам.
Встречи литературных героев. «Мои ошибки и победы». О каких ошибках и победах могли бы рассказать мальчики, если бы встретились? Какие вопросы они могли бы задать друг другу? Учитель приготовил картинки – напоминания: изображение лошади, глухаря, куклы. Выбирайте, ребята.

  1. Васютка
  2. Вася
  3. Филька

Пока дети готовятся, учитель говорит:

В имени девочки из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». 4-я буква даст разгадку 8 - ой буквы кроссворда – 8 – У – Маруся. Заполняет вместе с детьми кроссворд.
Учитель: - Теперь направление – «По странам и континентам».

-Какими заботами, тревогами полна жизнь детей в далёких странах? Чему они радовались?

Проект «Узнай героя по описанию его характера».

Цель проекта: узнать, какими заботами, тревогами полна жизнь детей в далёких странах, чему они радовались, что общего между русскими людьми и людьми, живущими в других странах.

1.Мужественный мальчик пятнадцати лет, погиб, но не выдал секрет своего народа,

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнес.

Черты характер героя: смелость,  мужество,  находчивость,  несгибаемость  перед  жизненными  обстоятельствам. (Роберт  Льюис  Стивенсон. «Вересковый мёд». Шотландия, 19 век).
2. Героиня добрая, любящая, умеет дружить, сила её любви победила огромный мир холода. (Г.Х.Андерсен. «Снежная королева» - Герда. Дания, 19 век).

  1. Находчивость,  предприимчивость, изобретательность  в  играх. (Том – не называем автора) в книге «Приключения  Тома  Сойера». США, 19 век).

 Этот герой вынужден добывать  пищу, заботиться  о  старших. Он заслужил уважение  взрослых, потому что мальчик  смелый,  мужественный,  изобретательный,  смекалистый,  имеет чувство  собственного достоинства. (Киш. Джек  Лондон. «Сказание о Кише»).

1- я буква фамилии писателя, автора «Приключения Тома Сойера» является 7- ой буквой кроссворда. (7 - Т – Твен).

-Возможно, вы уже догадались о названии страны, по которой мы путешествуем?

-Давайте это подтвердим при помощи знаний, ведь не зря же есть известное выражение «Знания – сила». Эти точные слова подарил нам Фрэнсис Бэкон.

Реализация проекта «Скатерь-самобранка».   

Цель проекта: понять, какую роль играет еда в произведениях. 

Ответственные за проект проводят игру «Скатерть-самобранка»

- Наше путешествие очень похоже на праздник? На празднике едят?

- Да.

- Подойдите к столам и угоститесь так, чтобы хозяин не обиделся. А не обидится он тогда, когда вы отгадаете его имя по тем по блюдам что расположились  на скатерти.

На столе стоит мёд. (Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»).

Яблоки - В.Г. Короленко.   «В дурном обществе». (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Хлеб - К.Г.Паустовский.  Сказка "Тёплый хлеб".

Хлеб и молоко - А.П. Платонов-"Никита".

Вывод: образ еды даёт представление о времени, в котором они жили. Пища людей в 19 веке была простой, непритязательной. Люди почти не говорили о еде, они радовались другому: семье, близким людям, природе, красоте своей Родины.

- А какой вопрос можно придумать, чтобы загадать букву, стоящую в конце искомого слова? 

 (Например, чтобы узнать последнюю букву зашифрованного слова. Нужно назвать первую букву того, чем угостил Вася Марусю и Валека. 11 - Я – яблоко).

- Теперь, ребята, я уверена, вы и сами будете составлять кроссворды. А первые 3 буквы «спрятаны» в названиях «Тёплый хлеб» и «Никита». Какое слово мы поставим первым? («Хлеб», потому что уважение к хлебу не меняется, во всех странах это отношение одинаковое – безмерное уважение. Обратимся к толковому словарю – значение слова «хлеб». Читаем в словаре: 5. (мн. хлеба), перен. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.).

-Молодцы!

Нравится ли вам в стране Литературии? Есть ли эта страна на карте? А где она есть? (В сердце человека, любящего читать). Какие трудности вы встречаете в своём путешествии по э той стране? (Ответы школьников).

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
УУД:
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.=
3) Общеучебные:
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

И вот мы в XXI веке.
- Что изменилось во взглядах современных нам людей?
- Какие нравственные принципы остались неизменными?
- Что мы потеряли? Что нужно изменить в будущем?
-Может, кто-то и мой секрет разгадал –  какой я представляю машину времени?
-Какой предмет можно смело назвать машиной времени? Конечно, (открывается шкатулка), книгу!
- Понравилось ли вам приключение? Изменилось ли ваше отношение к чтению? Что бы вы посоветовали себе в будущем?

РЕФЛЕКСИЯ.

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

- Давайте оценим свою работу.
Для учеников, защищающих проект:

Путевой лист ученика

Оценка одноклассников

Самооценка

Оценка учителя

1. Ученик раскрыл тему проекта

   

5

2. Форма реализации проекта

   

5

3.Умение ставить вопросы и отвечать на них

   

4

Общая сумма баллов

   

14 – «5»

Для ребят – путешественников:

Путевой лист ученика

Оценка одноклассников

Самооценка

Оценка учителя

1. Я отвечал на все вопросы, допустил 1-2 неточности

   

5

2. Я не ответил на 2-3 вопроса

   

4

3.Я не ответил на половину вопросов

   

3

Сегодня вы все участвовали в защите групповых проектов.

А как мы справились? Давайте заполним путевые листы.

9) Этап включения в систему знаний и повторения. Информация о домашнем задании.
УУД:
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

- Как вы думаете, какое домашнее задание вы получите? Нужно ли вам оно? (Можно подобрать афоризмы о пользе чтения, рассказать о полюбившейся книге в любой форме, интересной для слушателя).

-Спасибо вам за урок!

г.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: