ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
С.В. Милованова, Россия, г. Тамбов
Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошкольного учреждения. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психологическому напряжению, а это вызывает изменение в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и т.д.), снижаются защитные силы организма, что может способствовать возможности заболевания и приводит к более быстрому утомлению детей.
Деятельность педагога-психолога в этом направлении приобретает особое значение. Применительно к дошкольному учреждению педагог-психолог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Собственный опыт, накопленный в течение нескольких лет, позволил выявить особенности адаптации в условиях дошкольного учреждения, определить роль и место педагога-психолога во время прохождения адаптационного периода, определить наиболее эффективные формы работы.
Данная проблема является актуальной для нашего образовательного учреждения. Воспитатели младших групп не всегда готовы оказать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, многие из них испытывают трудности во взаимоотношениях с родителями, не владеют новыми технологиями в данном направлении.
У большинства родителей впервые отдающих детей в детский сад отсутствуют необходимые педагогические и психологические знания, у них нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о создаваемых там условиях воспитания и обучения.
Цель работы педагога-психолога в оказании помощи в построении взаимодействия между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Вся работа по психолого-педагогическому сопровождению детей к новым условиям дошкольного учреждения осуществляется поэтапно.
Проблемой адаптации мы начинаем заниматься заранее до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит перспективный план психологического сопровождения всех участников процесса.
На первом - подготовительном этапе проводится работа с семьей.
Одной из эффективных форм работы является организация в детском саду родительского клуба, где родители общаются со специалистами, друг с другом. На занятиях в семейном клубе родители получают ответы на возникающие у них вопросы, получают знания о формах и методах работы с дошкольниками, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье. На первых занятиях освещаются следующие вопросы:
- определение понятия адаптации;
- длительность протекания адаптации.
На последующих занятиях совместно с родителями разрабатывается адаптационный маршрут, который, впоследствии, корректируется, исходя из индивидуальных особенностей прохождения ребенком адаптации. Родителям предлагаем памятки по адаптации детей.
С целью получения объективного и глубокого представления о состоянии ребенка в адаптационный период, родителям предлагается вести дневник, в котором отражается эмоциональное состояние ребенка.
На первом этапе получаем сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка.
Родителям предлагаем заполнить анкеты: «Социально-демографический паспорт семьи», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», «Медицинский анамнез».
Второй этап наиболее сложный и длительный. Усилия педагога-психолога направлены на обеспечение благоприятного психологического климата в адаптационной группе.
Для облегчения адаптации осуществляется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми. Одновременно в группе находятся не более трех детей пришедших впервые. Для осуществления такого графика посещения детей разделяем на подгруппы. Так же облегчает адаптацию и укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2-3 часов) с постепенным увеличением на 1-2 часа в день до пребывания ребенка в саду целый день. Предложенную схему изменяем в зависимости от течения адаптации ребенка.
В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, ребенок приноситв сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, привычек ребёнка, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать.
В процессе наблюдения за ребенком в первые дни пребывания в группе, мы обращаем внимание на его эмоциональное состояние, отношение к окружающим взрослым и сверстникам. Благодаря полученной информации мы можем условно определить группу адаптации ребенка и соответственно помогаем воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из малышей.
Организация игровой деятельности в первые дни пребывания ребенка в детском саду помогает привыкнуть к большому количеству сверстников и удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт .
Облегчает адаптацию ребенка периодически звучащая негромкая спокойная музыка во время отхода ко сну, подъема, зарядки, кормления.
На третьем этапе осуществляется анализ процесса адаптации детей к дошкольному учреждению. Педагог-психолог анализирует листы адаптации, индивидуальные карты развития.
Основное внимание уделяется анализу причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников. Полученный в ходе адаптации ребенка к условиям детского сада опыт обсуждается совместно с воспитателями и родителями, а так же вырабатываются пути дальнейшей работы.
Итоговая аналитическая справка, составленная педагогом-психологом, предоставляется для ознакомления на педсовете, посвященном итогам адаптационного периода.
Мониторинг успешности адаптации в 2009—2011гг. позволяет сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты. Данные приведенные в таблице, в целом, свидетельствуют о том, что количество детей с легкой степенью адаптации повысилось на 37%.
Совместная работа педагога- психолога и сотрудников детского сада, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями позволили осуществить оптимальное течение адаптации детей к детскому саду.
Степени адаптации 2016год 2017 год 2018 год
лёгкая 37% 58% 74%
средняя 63% 42% 26%
Рисунок 1. Мониторинг успешности адаптации с 2016 по 2018гг.
Список литературы:
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 2007.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Волгоград: Учитель, 2011
4. Соколовская Н.В. Волгоград: Учитель, 2011.
5. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Гачлячова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005.