1. Вступление
Главное назначение семьи – это воспитание детей. Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
- социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участие в жизни общества;
- социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
- технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
- демографический определяется структурой семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой ситуации в обществе. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализовываются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня многих семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество семьи с педагогами.
2. Психологические аспекты семейного воспитания
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.
Стиль семейного воспитания включает в себя отношение родителей к ребенку, характер контроля за его поведением, способ предъявления требований, формы поощрения и наказаний. От стиля зависит психологическое развитие ребенка и формирование его личности.
Психологи условно выделяю следующие стили воспитания:
Пренебрегающий стиль: характерен, как правило, для асоциальных семей. В семьях такого типа у ребенка наблюдается недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение.
Авторитарный стиль: отношения с ребенком строятся с опорой на незыблемость авторитета родителей, беспрекословное подчинение, непринятие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, трудная адаптация в новых условиях.
Контролирующий стиль: предполагает ограничения в поведении ребенка, но эти ограничения с ним обговариваются, он принимает их как справедливые.
Подчиняющий стиль: родители удовлетворяют все прихоти и требования ребенка, подчиняются им, стараются изменить себя в соответствии с этими требованиями. Это приводит к развитию таких черт характера, как избалованность, эгоцентризм. Демократический стиль: в отношении родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное уважение, доверие. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко представлены самостоятельность, активность, уверенность и инициативность.
У каждого из родителей доминирующим является тот или иной стиль. Педагог, наблюдая за ребенком и семьей, может определить тип семейного воспитания.
3. Формы работы с родителями (из опыта работы)
В работе с родителями важно соблюдать основной принцип, который можно сформулировать так: сочетание уважения и требовательности к родителям, опора на положительный опыт семейного воспитания.
К сожалению, в образовательных учреждениях этот принцип иногда нарушается. Имеют место необоснованные вызовы родителей на педагогические советы, заседания родительских комитетов, советы по профилактике правонарушений. При этом не учитывается положение дел в семье и возможности родителей по воспитанию детей. Такая требовательность без уважения вызывает обиду родителей, вредит делу воспитания детей. Требовательность должна быть доброжелательной, не унижать достоинства личности, пробуждать ответственность, желание лучше воспитывать детей.
К нам в техникум обычно приходят учиться подростки, которые в школе имели средний балл «3». При этом среди них часть детей из семей, где родители правильно строят отношения с детьми, заботятся об их физическом и умственном развитии, показывают достойный пример своим собственным поведением.
Проблемными для педагогов являются дети из неблагополучных семей. Такие родители уже имеют негативный опыт общения с педагогами школ, поэтому относятся к нам или враждебно, или безразлично. Сами они за помощью не приходят, поэтому приходится искать пути и средств воздействия на таких родителей.
Какие же формы работы с родителями используются в нашем техникуме?
1/ Общие родительские собрания
Такие собрания проводятся, как правило, два раза в год (для каждого курса отдельно).
Здесь не затрагиваются вопросы дисциплины и успеваемости. Обычно администрация техникума освещает вопросы организации учебного процесса, производственной практики, требования для студентов, проживающих в общежитии.
Кроме того, у нас проводятся тематические родительские собрания, на которые приглашаются работники военкомата (вопросы подготовки к службе в армии), медицинские работники, работники правоохранительных органов (вопросы профилактики правонарушений среди подростков).
2/ Групповые родительские собрания
Такие собрания проводятся 4-5 раз в год. Классный руководитель освещает вопросы успеваемости группы, а мастер производственного обучения – вопросы дисциплины, посещаемости и производственной практики.
На родительских собраниях не затрагиваются вопросы поведения и успеваемости трудных детей. Родители должны чувствовать доброжелательное отношение к их детям, только тогда можно рассчитывать на взаимопомощь и взаимопонимание.
Чтобы собрание было эффективным, необходимо активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов.
Например, родители моей группы активное обсуждали такие проблемы, как «Почему не все дети хотят учиться?», «Сколько карманных денег у вашего сына (дочери)?», «Как вы относитесь к тому, что ваш сын курит?». Особую тревогу у родителей сейчас вызывает рост наркомании среди подростков, поэтому на классный час я приглашала нарколога, который ответил на вопросы родителей.
3/ Открытые родительские уроки
На каждом родительском собрании я приглашаю родителей посетить уроки, особенно по тем предметам, которые вызывают затруднения у студентов. Редко, но некоторые родители выражают такое желание. Обычно после таких уроков они говорят о том, что увидели своих детей с другой стороны (заметили недостатки, о которых раньше не догадывались, услышали их слабые ответы и др.)
4/ Индивидуальные консультации
Обычно такая работа проводится с родителями трудных детей. Но бывают случаи, когда семья благополучная, полная, но отношения родителей с детьми строятся неправильно, родители подают отрицательный личный пример и не осознают своих ошибок. Такие родители часто не приходят в техникум, считают себя сведущими в вопросах воспитания. С такими родителями трудно наладить контакт. В моей практике был случай, когда мама утверждала, что ее сын очень вежливый, уважительный, добрый мальчик. Она не слушала меня с мастером, когда мы говорили ей о том, что ее сын холодный, эгоистичный, унижает других, пытаясь самоутвердиться в группе. К сожалению, когда он попал в армии под трибунал (за неуставные отношения), а ей потребовалась характеристика с места учебы, она вспомнила, о чем мы ей говорили.
5/ Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В последние годы, когда ситуация в экономике изменилась, в техникуме появились трудности с устройством студентов на производственную практику. Поэтому в группе проводится работа с родителями в этом направлении, т.е. мастер беседует с ними о том, кто может помочь в трудоустройстве ребят на том предприятии, где трудятся родители.
Надо отдать должное, что родители по возможности стараются помочь решить этот вопрос, потому что заинтересованы в том, чтобы их дети получили необходимые навыки и умения по овладению своей профессией. Кроме того, это позволяет улучшить контроль за прохождением практики.
В нашем техникуме существует родительский комитет из числа родителей от каждой группы. Он помогает администрации решать вопросы материально-технического обеспечения, ремонта кабинетов и мастерских.
Среди родителей наших студентов встречаются наши бывшие выпускники. Мы приглашаем их на наши общие торжественные мероприятия или классные часы. Такие встречи усиливают связь между поколениями отцов и детей, позволяет студентам по-другому посмотреть на своих родителей.
Наконец, каждый год мы проводим различные гуманитарные акции, в которых и студенты, и родители принимают активное участие.
6/ Организация административно-правового воздействия на родителей, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию детей.
Для того, чтобы правильно работать с неблагополучной семьей, необходимо всесторонне ее изучить, выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений. Такую информацию дают посещения на дому, где можно побеседовать с родителями и детьми.
Когда меры педагогического воздействия не дают результатов, приходиться приглашать родителей на беседу с администрацией техникума, очень редко – в органы исполнительной власти и правоохранительные органы.
Таким образом, все эти формы работы направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, на укрепление взаимосвязи техникума и семьи.
Список использованной литературы
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 2005