Многосторонняя значимость педагогической оценки можно ставить вровень со сложной деятельностью педагога, оценивающего результаты обучения. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний во многом зависит и дисциплина на уроке, и отношение учащихся к обучению, к домашней, классной и внеклассной работе, и формирование таких важнейших качеств личности учащегося, как самостоятельность, трудолюбие и инициатива.
Проверка и оценка знаний выполняет несколько важнейших функций: контролирующая функция состоит в выявлении ЗУН учащихся, усвоенных на различных этапах обучения, для определения их готовности к дальнейшему обучению; обучающая и образовательная в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся; воспитывающая проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью учащихся, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои учебные возможности. Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого учащегося имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах и недостатках обучения.