«Программы экологического воспитания дошкольников
и условия их реализации».
2 слайд: Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
3 слайд: Цель формирования основ экологической культуры у детей – воспитание гармоничной грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.
4 слайд: Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы:
комплексные — придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.
парциальные — акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.
5 слайд: Комплексные программы:
«Диалог» (руководитель коллектива авторов — О.Л. Соболева)
Это новейшая программа, в которой целый раздел посвящён проблемам формирования экологического сознания воспитанников дошкольных учреждений. Становление и развитие начального экологического сознания является одним из приоритетных направлений программы.
«От рождения до школы»
Это новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана она с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника
6 слайд: «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др.)
Особое внимание авторы уделяют личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка. Программа ориентирована на развитие интереса к получению знаний о явлениях природы (подраздел «Природа и ребёнок»), но познавательные задачи сформулированы без конкретизации, слишком обобщённо. В тематическом плане в основном представлен животный мир, мир растений фактически отсутствует. В целом программа интересна по многим аспектам, но не достигла современного комплексного уровня всестороннего экологического образования.
«Развитие» (Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением развития человека.
«Детство» (Т.Н. Бабаевой, З. А. Михайловой и др.)
Программа разработана для многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности. Программа отличается высоким образовательным уровнем, поэтому требует высокого технологического уровня воплощения, оснащенности ДОУ необходимой материально – ресурсной базой.
7 слайд: Группа парциальных программ
«Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова)
Программа выстраивается на методике кругового обучения, предлагает широко использовать игровые и поисковые методы образовательных действий. Программа составлена для трёх возрастных групп (младшая, средняя и старшая)
«Жаворонок» (В.А. Зебзеева, Н.А. Быкова),
Программа «Жаворонок» включает эмоционально – целостный компонент, что способствует построению работы на удивлении, любовании природой, использовании природного материала с учетом принципа «трех Э» (экология, эстетика, этика), интеграции изобразительной, музыкальной и художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология».
8 слайд: «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова),
Данная программа нацелена на создание условий для развития творческих способностей воспитанников, формирование экологической культуры детей, необходимости показать детям удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включать их в такое взаимодействие. Программа носит практико -- ориентированный характер.
«Наш дом — природа» (Рыжова),
Обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Экологическое образование рассматривается в программе как неотъемлемая часть общего образования. Она ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. *Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого - географических, национально - культурных.
«Юный эколог» (С. Н. Николаева).
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
9 слайд: Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека.
Осуществлять экологическое образование в условиях интерьеров, где отсутствуют цветы, аквариумы, живой уголок, тематические стенды по экологической проблематике, весьма затруднительно.
10 слайд: «Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования».
С.Н. Николаева.
11 Слайд:
12 слайд: С точки зрения экологического образования, среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетического развития (привлекать внимание ребенка к окружающим природным объектам, способствовать развитию умения видеть красот окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (формирование навыков рационального природопользования: ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.);
13 слайд: Можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В работах Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой выделены основные элементы развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на современном этапе.
Экологический класс (экологическая комната, комната природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения, где дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
Зона релаксации - представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки - представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии.
Лаборатория - сравнительно новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время - лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны. Однако его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. В качестве «сезонного материала» рекомендовалось помещать в уголок природы растения и животных, наиболее характерных для данной климатической полосы. На самом деле, изымая животных из их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяин природы», по своей прихоти меняя жизнь живых существ. В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т.п.
Экологическая комната, лаборатория, живой уголок могут быть объединены в экологический центр или комплекс.
Зимний сад - относительно традиционный элемент среды. Вариативность этого элемента проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположении отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут присутствовать отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооружения - мостики, арки и т.п., искусственные водоемы. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию. Здесь же осуществляется уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, то есть познавательная деятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ.
Альпийская горка - нетрадиционный элемент предметной развивающей среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.
Музеи. Можно выделить два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с национальными и природными особенностями региона, с вопросами использования и отношения людей и природы в конкретном районе с экологическими проблемами на примере своей местности. Для музеев может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки холлов, групп.
Огород, сад - эти элементы можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Вариативность такого элемента как огород - в его размерах, назначении, подборе культур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Участок детского сада. На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат складывается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные экологические пространства, которые можно использовать для оздоровления и экологического воспитания детей.
«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Со временем под ними будет кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники.
Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но могут выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Плоды, которые можно получить в огороде и саду, в городе непригодны для питания детей из-за почвенного загрязнения. Но они вполне пригодны для питания животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; его плоды привлекают птиц - с детьми круглый год можно проводить интересные познавательные и трудовые мероприятия.
Площадку природы можно устроить в одном из спокойных углов участка детского сада, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.
На территории детского сада можно создать миниферму, фитополяну, уголок нетронутой природы, экологическую тропу или зеленый маршрут - всё эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
14 – 15 слайд: Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать — одна из основных задач, возлагаемых на ДОУ.
16 слайд: Благодарю за внимание!