Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 77
  • Скачиваний: 9

Доклад «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС».

« Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации, личностного и профессионального роста»

В. Э. Пахальяна

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Новым федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. На этой основе был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Современный дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным.

До введения ФГОС ДО  на  первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.

Поэтому образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС ДО, который предусматривает урегулирование профессиональных взаимоотношений в сфере дошкольного образования

    Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению им своей педагогической деятельности.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные  качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ –это умение вовремя освоить инновационные технологии, создать те условия, которые необходимы для развития всесторонне развитой личности каждого ребенка, не зависимо от его способностей. Так, работая с детьми младшего дошкольного возраста, в первую очередь формирую развивающую предметно-пространственную среду, которая должна по ФГОС ДО быть мобильной. Организуя образовательную деятельность таким образом, чтобы на протяжении всего дня каждый ребенок мог почерпнуть тот багаж знаний, который обогатит его умственные способности, чтобы ребёнок уже в младшем возрасте осознавал для чего ему это нужно, как он использует полученные знания в своей жизни.

«Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.

Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога- дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:

  • мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям
  • понимание современных приоритетов дошкольного образования
  • стремление к личностному и профессиональному развитию
  • активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;
  • самореализация педагогов в профессиональной деятельности

Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.

Таким образом, ФГОС дошкольного образования выдвигая требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, определяет его умение учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: