Проектная деятельность обучающихся в начальной школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 170
  • Скачиваний: 11

Проектная деятельность в начальной школе.

Автор: Соколова Елена Александровна

учитель начальных классов

 

Аннотация: Статья посвящена проектной деятельности учащихся в начальной школе. Рассматриваются этапы проектной деятельности, требования к содержанию проекта. В статье поясняется направление деятельности учителя для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, формирования положительной мотивации и самостоятельного овладение знаниями.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

Учитель должен учитывать следующие факторы:

- интерес школьников к проблеме;

- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

- творческая постановка задачи;

- приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;

- практическая направленность и значимость проекта;

- практическая осуществимость проекта. 

Выполнение  проекта  предусматривает  несколько  последовательных  этапов:

  • ·выбор темы  проекта;
  • ·выдвижениепервоначальных  идей;
  • ·выбор лучшей  идеи;
  • ·планированиепроектной  деятельности;
  • ·оценка и  самооценка  проекта.
  • ·презентацияпроекта.

 В своей работе  над проектом я использую памятки:

Требования к содержанию проекта.

Проект может состоять из двух или трех основных частей: 
1) теоретическая часть (обзор литературы); 
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 
3) проектная часть.

При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, справочник, сборник стихов, сказок, викторина, поделка, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета и многое другое.

 Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация ( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, 
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:
1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен? 
2. Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено? 
3. Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?  Какими требованиями к проекту ты руководствовался? 

  1. Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта?
  2. Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? 
    6. Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? 
  3. Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей? 
  4. Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования? 

 

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект», «Исследовательский проект», «Игровой проект». Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. 

Подводя итог, отмечу, что в условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя проектно-исследовательскую работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Список используемой литературы:

  1. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  2. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
  3. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
  4.   Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся  Начальная школа. 2008. № 9.
  6. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: