Обучающиеся с отклонениями в развитии - это дети с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают барьеры, которые не позволяют обучающимся и выпускникам коррекционных учебных заведений полноценно принимать участие в жизни общества, семьи на таких же основаниях, как и другие члены общества.
 
 В условиях резких социально-экономических и политических изменений социализация и адаптация такой молодежи становится наиболее актуальной, так как, попадая в конфликтную социальную среду, их поведение приобретает агрессивно - защитный характер, а по форме проявления становится протестным, девиантным и асоциальным.
 
 Анализируя уроки профессионально-трудового обучения по профилю штукатурно-малярное дело, можно остановиться  на 3 базовых понятиях:
 отработка практических навыков;
 повышение социализации;
 повышении адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
 
 Говоря о трудовом обучении обучающихся, чаще всего подразумевают его практическую часть, направленную на выполнение определенных действий.  Трудовое обучение имеет намного более широкий диапазон задач, выполнение которых затруднено из-за специфики психофизического развития обучающихся.
 
 Социализация – это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
 
 Адаптация – это процесс выработки приспособлений к изменяющимся условиям окружающей среды.
 
 Слабо социализированная личность, не располагающая необходимыми навыками адаптации, попадая под действие негативных социальных факторов, с достаточно высокой вероятностью реализует девиантное поведение.
 
 ^ Девиантное поведение – это действия, не соответствующие официально установленным в данном обществе моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
 
 В поведении обучающихся с мственной отсталостью на занятиях  ежедневно сталкиваемся с проявлением десоциализации и дезадаптации. Зная содержание этих понятий, владея приемами и методами педагогического воздействия, становится возможным коррекционное воздействие на умственно отсталого школьника.
