Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ.
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов.
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование уроков информатики в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся:
преодоление трудностей в развитии внимания;
коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
увеличение объема памяти;
развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Рассмотрю более подробно несколько приемов работы при проведении уроков информатики в инклюзивных классах. Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. На этих уроках у учителя есть возможность для закрепления вновь изученного материала дать классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организовать работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
При необходимости учитель может дополнительно использовать инструкционные карточки, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
2. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Для этого в кабинете информатики используется мультимедийный проектор, интерактивная доска.
3. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание. Для этого я использую различные тестовые задания (как индивидуальные, так и те, которые решаются совместно). На этом этапе можно широко применять работу в группах, командах (при условии, что учитель умеет организовывать такую работу и владеть дисциплиной на уроке).
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). В классе, в котором присутствуют дети со сниженным слухом, ДЦП, аутизмом эффективной считаю работу с использованием индивидуальных карточек-заданий. Это позволяет ребенку с ОВЗ, не торопясь, используя материалы учебника, специально подготовленных презентаций, статей в сети Интернет, подготовить решение поставленной задачи. Отчетной формой может быть подготовка презентации, реферат, создание Web-страницы. Особенно удачной такую форму считаю при изучении темы «Электронные таблицы», «Базы данных», где учащиеся имеют возможность реализовать проекты, направленные на решение конкретных прикладных задач. Вообще, реализацию проектов считаю очень важной формой работы на уроках информатики, так как дети учатся использовать полученные знания в области компьютерных технологий для решения конкретных прикладных, жизненных задач. В этом случае часто привлекаю коллег-педагогов для проведения интегрированных уроков (математика и информатика, физика и информатика, химия и информатика). Дети с ОВЗ с удовольствием включаются в такую работу, так как на этих уроках у них есть четко поставленная задача и строго отведенная роль, что позволяет им концентрироваться на решении текущей проблемной ситуации (особенно хорошо для детей с аутизмом и сниженным слухом).
Широко на своих уроках информатики использую работу в электронных тетрадях, которые позволяют детям с ОВЗ отвечать на теоретические вопросы не перед всем классом, а индивидуально, без ограничения времени, но учитель видит уровень усвоения материала и получает возможность обдумать решение проблемных моментов.
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью). На своих уроках, особенно в работе с младшими школьниками, использую дидактические компьютерные игры («Найди лишнее», «Собери пазл», «Раскраска», «Продолжи ряд» и пр.), веселые клавиатурные тренажеры. также на каждом уроке обязательно провожу зарядку. Причем комплексы упражнений для зарядки подготовили старшеклассники в рамках реализации проекта «Веселая анимационная зарядка для малышей» (с использованием различных прикладных программ).
Для младших школьников в нашей школе практикуется проведение экскурсий в компьютерный класс, во время которых ученики имеют возможность познакомиться с расположением кабинета, техническими устройствами. При проведении такой экскурсии впервые ребята получают информацию о технике безопасности в компьютерном классе. И, несомненно, у учителя есть большие возможности заинтересовать ребенка, ведь изучение информатики – занимательный процесс.
Ну, и наконец, главное: самое пристальное внимание на уроках информатики учитель должен уделять нормам Санпин, следить за тем, чтобы дети соблюдали нормы и правила использования компьютерной техники на уроках.
Список литературы:
Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе»