Прививка от страха. Библиотерпия.
Нет такой печали, от которой
не спасла бы хорошая книга.
Мишель Монтень
Феномен перечитывания.
Методы арт-терапии в настоящее время завоевали большую популярность. И это не случайно, ведь арт-терапия помогает раскрыть внутренние резервы человека, его творческий потенциал, способствует самопознанию и гармонизации личности, является ключом к решению множества психологических проблем. Одним из перспективных направлений арт-терапии является библиотерапия. Терапия чтением книг имеет и другие названия: «библиопсихотерапия», «либротерапия», «либропсихотерапия». В настоящее время нет Согласованного четкого определения этому понятию. Ученую рассматривают библиотерапию: как комплексную научную дисциплину (Б.С. Крейденко); как раздел библиотекаведения (Б.А. Симонов); как направление педагогики чтения (Ю.Н. Дрешер). Однако большинство авторов сходятся в том, что библиотерапия подразумевает чтение специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации психического состояния человека.
Многие из нас в трудную минуту интуитивно или осознанно ищут успокоения на страницах любимых книг.
Этим объясняется феномен многократного перечитывания одной и той же книги. Уже в 2-3 года ребенок может высказать свои литературные предпочтения. И нередко родители слышат просьбу о чтении одной и той же сказки. «Он уже знает её наизусть!» - возмущаются некоторые родители, не желая удовлетворять «капризы» собственного чада. И напрасно. Как ребенка, так и взрослого в книге привлекает не только информация, но и та гамма чувств, эмоций, которые она будит. Поэтому перечитывание одного и того же произведения – своего рода тренинг для тех психических состояний и процессов, которые актуальны для читателя в данный момент.
Среди психически здоровых людей абсолютно бесстрашных не существует. Не смотря на то, что чувства, вызываемые страхом, неприятны, он выполняет множество важных функций. Страх предупреждает человека о предстоящей опасности, помогает ему сосредоточить внимание на источнике этой опасности и мобилизировать ресурсы. Страх способствует социализации детей: так, страх осуждения может уберечь ребенка от дурного поступка. Большинство детских страхов с возрастом исчезают. Кто из нас видел взрослого, одержимого страха Бармалея? Правда, бывают случаи трансформации непроработанных детских страхов. Взрослый человек, конечно, не вздрогнет при упоминании бабы-яги, но будет избегать общения со странными женщинами, может стать суеверным.
О вреде запугивания.
Интуитивный механизм изживания страхов основан на том, что ребенок достигает пугающего объекта либо ситуации и «уничтожает» или преобразует их таким образом, что они становятся не страшными. Ребенок может зачеркнуть, разбить, разорвать пугающий его объект. Способ такого преобразования источника страха может быть найдет самостоятельно или подсказан взрослым.
В норме по мере развития ребенка происходит интеллектуальная переработка страхов, уменьшается их эмоциональная составляющая. Однако, большое количество страхов (свыше семи), их длительность и навязчивость может быть сигналом психологического неблагополучия. В этом случае ребенок со страхами будет нуждаться в профессиональной помощи психолога. Известно, что предупредить проблему легче, чем ее устранить. Чтение умело подобранного списка литературы под руководством взрослого способно быть мощным средством профилактики нарушений психологического здоровья детей.
Важно понимать, что не все «страшные» произведения годятся для предупреждения и коррекции детских страхов. Многие сказки могут сыграть с нами злую шутку и вместо терапии, будут только способствовать возникновению новых страхов или укреплению уже имеющихся.
Несколько важных советов.
Чтобы соблюсти основной принцип терапии «Не навреди!», при отборе книги необходимо учитывать несколько моментов.
ВО – ПЕРВЫХ, хорошо, если герой каким-то образом преодолевает свой страх и становится победителем. В данном случае маленький читатель будет иметь возможность получить бесценный опыт выхода из трудной ситуации. Следуя за переживаниями героя, ребенок сможет переосмыслить на символическом уровне собственные страхи.
И, что не маловажно, решение проблемы, которую предложит книга, будет восприниматься или как свое собственное решение, или как совет друга, а не нравоучение взрослого. Не случайно книгу часто сравнивают с умным, заботливым и тактичным собеседником, который верит в то лучшее, что заложено в душе каждого из нас, и может неназойливо способствовать пробуждению этого светлого начала.
ВО – ВТОРЫХ, при организации чтения детей следует отдавать предпочтение юмористической литературе. Целительную силу смеха очень точно подметил Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». И. Кант писал, что «веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире»! А знаток детской психологии К.И. Чуковский считал, что «юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами».
И НАКОНЕЦ, последнее: библиотерапия предполагает не только чтение книги, но и ее обсуждение. Все мы не один раз в своей жизни слышали: «Время лечит». Позволю себе не согласиться с этими житейскими аксиомами. Говорить о проблеме не только можно, но и нужно! С течением времени действительно многое забывается, а точнее – вытесняется из нашего сознания. Однако если не было соответствующего осмысления, переработки трагического опыта, переживания не трансформируются, а лишь накапливаются до поры до времени, ослабляя душевные силы человека.
Рано или поздно успешно загнанная в подсознание лавина чувств прорвется мощным стрессом или каким-либо заболеванием на нервной почве. Именно поэтому важно не только рекомендовать ту или иную литературу, но и проводить обсуждение возникающих эмоций, чувств и мыслей. При этом разговор о книге нельзя превращать в проверку памяти или уподоблять его уроку литературы. Ребенок должен быть уверен, что его ответы не будут оцениваться как правильные и неправильные. Важно создать такую атмосферу, при которой ребенок имел бы возможность сказать все, что он думает, в полной уверенности, что ни одно его высказывание не будет подвергаться осуждению.
Однако не стоит затягивать обсуждение. Длительная эмоциональная активность и столкновение с актуальной темой лицом к лицу может отнимать много сил у ребенка. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.
Некоторым детям полезно дать перед чтением задания, чтобы заострить внимание на том или ином моменте или представить себя на месте героя. Иногда рекомендуют описывать свои замечания по ходу чтения в читательском дневнике. Кому-то будет полезно переписать финал того или иного рассказа. Многие дети с удовольствием создают творческие работы к прочитанному. Высшим пилотажем будет инсценировка волнующего сюжета или разыгрывание с помощью кукол.
Всячески поощряется игра с предметом страха, знакомства и манипулирования с ним. Например, при страхе уколов, врачей, больницы - хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол и зверушек. При этом позволить ребенку орудовать настоящим одноразовым шприцом. В целях безопасности такую игру необходимо проводить только под присмотром взрослого и, конечно, прятать иглу от шприца по окончанию действа.
Считается, что библиотерапия является самой доступной из всех методов арт-терапии. Это весьма бюджетный метод: при минимальных средствах можно добиться существенных результатов. Наибольшие временные затраты уходят на составление библиографических списков по конкретной проблематике. Облегчит эту задачу объединение школьного библиотекаря, учителя литературы, родителей и психолога.
Включайте в список произведения художественной литературы для детей. Однако целям библиотерапии отвечают в том числе и специально созданные психокоррекционные сказки. Например, в книге О.В. Хухлаевой и О.Е. Хахлаева «Лабиринт души: терапевтические сказки» есть целая подборка сказок, посвященных страхам темноты, неудачи, осуждения, одиночества.