Информационное развитие общества во многом меняет мир, стремительно опережая привычные педагогические методы влияния на становление личности. Возрастают требования к результатам обучения во всей гамме школьных дисциплин. В приоритетах образовательного процесса - восприятие и усвоение учебной информации с формированием «метапредметности» мышления. Учащийся должен уметь интеллектуально обрабатывать большие массивы разнообразной информации, анализируя единицы и синтезируя в единое целое для дальнейшего использования как в учебном процессе, так и в целях саморазвития. В этом смысле неизбежно включение новейших технологий и практик в деятельность школьников.
Своеобразная «технологизация» процесса восприятия учебного материала приводит к тому, что ученик, полагаясь на быстродействие компьютера, привыкает к программируемой смене впечатлений.
Как утверждается, иным следствием цифровизации важных сфер нашей жизни становится «цивилизационный тренд» быстрого роста доступности всевозможных форм информации - от традиционной текстовой, до визуальной и аудиальной
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация - представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Андрей Александрович Вербицкий считает этот процесс как свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». По данным психологов новая информация усваивается и запоминается лучше тогда, когда знания и умения «запечатлевАются» в системе визуально-пространственной памяти. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия».
Психологами доказано, что 90% информации человек воспринимает визуально, а современные дети «ещё более визуалы», чем их родители. Такая тенденция изменения восприятия окружающего мира меняет и организацию образовательного процесса. Стоит также учитывать, что современный школьник находится под влиянием средств массовой информации, интернета.
В этой информационной среде ребенку предстоит сделать выбор в потоке поступающей информации. И здесь задача педагога – помочь детям сделать свой выбор, чтобы познав новое, ребенок стал достойным, духовно развитой личностью. Для этого учитель должен заложить в нем основы нравственности, понятия о добре и зле, сделать уроки интересными для детей, использовать такие методы и приемы, которые позволяли бы формировать все УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) как в урочное время, так и во внеурочное.
Чтобы педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, воспитанию нравственности мы разработали и реализовали педагогический проект «Прикоснись к классике».