«Причины возникновения агрессии у учащихся»
Педагог-психолог Чернова Ольга Васильевна МБОУ «Школа №162 имени Ю.А.Гагарина» городского округа Самара
Сегодняшнее время – время глобальных перемен во всех сферах, когда кардинально меняются установки людей на многие вещи: с изменением исторических фактов меняются идеалы, а следовательно, в умах людей, и не только взрослых, а в особенности, в детской психике, наступает кризис. Кризис – когда людям сложно понять, что происходит, и как реагировать на те или иные события, когда свержены прежние идеалы, а новые меняются с каждым днем (на это влияют социальные факторы, СМИ, отношение окружающих), и школа, как лакмусовая бумажка, является тем организмом, который первым откликается на все сложности социума.
В ситуации социального кризиса большинство людей разделились, одни стали депрессивными, другие агрессивными, лишь небольшой части общества удается сохранять эмоциональное равновесие. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим. В результате такое явление, как агрессивность, все больше входит в обыденную жизнь детей. А причины этой проблемы кроются гораздо глубже, чем кажется.
Оглядываясь на детей, чередой прошедших передо мной за эти годы, я могу сделать ряд выводов относительно предполагаемых причин развития агрессивности школьников. Это и внутрисемейные отношения, и родительские установки, которые дети впитывают вместе с каждым словом, сказанным папой или мамой, это и привычка заменять общением в социальных сетях нормальное, «живое» общение со сверстниками, это и игры, и фильмы, часто не соответствующие возрасту, и различные неформальные группировки, которые настолько захватывают сегодняшнюю молодежь, что подумать о таких «вечных» ценностях как любовь к ближнему, понимание, просто доброе отношение, зачастую просто не представляется возможным.
Немного подробнее о самой важной причине.
Ответ на вопрос, почему возникает агрессия, можно найти, прежде всего, в маленькой ячейке общества - семье, в которой как в капле воды, отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.
Специалисты считают, что истоки детской агрессии, в первую очередь, следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а также в подростковом периоде.
По мнению авторитетных психологов, агрессивные поступки надо либо игнорировать, либо подвергать наказанию. В случаях, когда родители игнорируют агрессию ребенка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не годится для подростков. Игнорирование подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в результате подобные поступки становятся нормой поведения. Вообще, отсутствие реакции взрослых само по себе является подкреплением агрессии.
Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Суровость наказания детей 8-летнего возраста тесно взаимосвязана с агрессивностью поведения в 18 и даже 30 лет. Другие исследования показали, что менее агрессивные восемнадцатилетние юноши в восьмилетнем возрасте подвергались не очень строгим наказаниям.
Если ребенка карать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Очень часто мы наблюдаем в обыденной школьной жизни такую ситуацию: родители, в ответ на замечание учителя о том, что ребенок плохо себя ведет и постоянно дерется, утверждают, что «дома его не слышно и не видно». Более того, в некоторых случаях мы можем наблюдать так называемый «эффект спущенной пружины», когда ребенок, дома вынужденный сдерживать себя, в школе «выпускает» все свои эмоции, часто на более уязвимых детей, тех, которые не могут дать достойный отпор.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к негативным вспышкам эмоций у ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Колебания родителей при принятии решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых они могут влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего (часто – при гиперопеке).
Мы с вами знаем, что родители вообще являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. И как часто помимо социально-полезного опыта, родители порой передают и негативный, который является очень эмоциональным "руководством к действию". И, не имея личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей ведут себя так, будто любое поведение детей прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако когда ребенок совершает проступок, его строго наказывают. Строгость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно (то, о чем мы говорили ранее).
Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Если наказание слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения.
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Итак, агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют; над ребенком издеваются; над ним зло шутят; ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; родители заведомо лгут; родители пьют и устраивают дебоши; родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; родители не умеют любить своих детей одинаково; родители ребенку не доверяют; родители настраивают детей друг против друга; родители не общаются со своим ребенком; вход в дом закрыт для друзей ребенка; родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку; ребенок чувствует, что его не любят.
Поэтому, когда мы работаем с семьей, родителям агрессивных детей дается ряд рекомендаций, содействующих систематизации их воспитательных приемов (из которых первый и основной: воспитывать не от случая к случаю, не тогда когда «не сильно устал», а систематически, прививая ребенку навыки толерантности, уважения к окружающим.
Необходимо следить, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.
Не допускать бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
Не допускать чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерных приставках, выбирать видеоигры без элементов насилия, агрессии.
Объяснять ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкреплять собственным поведением).
Дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.
В любой семье просто необходимо сохранять атмосферу открытости и доверия, не давать ребенку нереальных обещаний.
Родителям нельзя ставить своему ребенку каких бы то ни было условий. Применяя меры какого-либо воздействия к сыну или дочери, необходимо делать это очень тактично.
Не наказывать ребенка за то, что позволяете делать себе, не изменять своих требований по отношению к ребенку в угоду чему – либо (требования должны предъявляться системно).
Особенно страшно, когда происходит шантаж ребенка отношениями между родителями.
Наоборот, очень важно не бояться поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
И еще: нельзя ставить свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов (очень часто на практике мы это видим).
В любом случае, независимо от того, какова причина агрессии школьника, отношения в семье могут как скорректировать, так и усугубить течение этого процесса. Правильное отношение родителей к своему чаду, к учителю, к школе в целом, собственные поступки, которые происходят на глазах сына или дочери, все разговоры, которые ведутся взрослыми – все это оказывает существенное влияние на личность маленького человека.
И закончить свое выступление мне хотелось бы притчей.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, так и взаимодействие специалистов социально - психологической службы в общеобразовательном учреждении направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей и подр