Популяризация духовых инструментов среди школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 195
  • Скачиваний: 0

 

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Введение

      В настоящее время падает интерес к духовой музыки, по причине низкого набора учащихся в музыкальных школах а следовательно в училищах, колледжах и высших музыкальных учреждениях. Из этого вытекает нехватка высококвалифицированных, специалистов и педагогов во всех музыкальных областях. Эта плачевная ситуация связана с нехваткой популяризации духовых инструментов среди школьников. Когда ученик в первые приходит музыкальную школу вместе с родителями и они выбирают инструменты для занятий музыкой, более востребованными считаются инструменты (народной фортепьяной, струнной и вокальной школы), потому что они кажутся на первый взгляд  более простыми в освоении. Духовые же инструменты на первом этапе обучения кажутся более трудными в освоении, так как там задействовано не только мелкая моторика рук но и артикуляция языка и правильная постановка дыхания. Этот процесс постановки губного аппарата и дыхания для ученика кажется более долгим и трудоемким. Также ещё одной причиной является высокая цена на медные духовые инструменты, особенно валторна.

 

История инструмента.

 

      Валторна ( в переводе с нем. Waldhorn — лесной рог, англ. french horn).— медный духовой музыкальный инструмент. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине 18 века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентильного механизма и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом «натуральная валторна», впервые она была введена в оперный оркестр в 1664г. французским композитором Люлли и использовалась многими композиторами  вплоть до  Бетховен. В 18 в. применялись валторны различных размеров и строев: си-бемоль (басовая), до, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля, си-бемоль (альтовая).

      В 60-х годах 18 века к валторне были применены сменные кроны (трубки различной длины и формы которые вставлялись между мундштуком и началом трубки валторны). В тот же период времени немецкий валторнист Хамель впервые установил возможность исполнения закрытых звуков на натуральной валторне. При извлечении закрытых звуков (с помощью особого положения праворукие исполнителя в раструбе инструмента) Звук валторны понижался на пол тона, приобретая при этом приглушенный оттенок. Так как при этом извлечение закрытых звуков участвовало правая рука, наступал порно, ранее державшихся вверх, опустился вниз. Использование закрытых звуков позволило значительно увеличить количество звуков натурально валторны и обогатила её там бравые и технические качества.

      В 1813-1815 годах Блюмель и Штольцель сконструировали валторну с двумя вентилями. Однако механизм двухвентельной валторны, понижающий натуральные звуки на полтора тона, не давал полного хромотического звукоряда. Только трёх вентильная валторна, изобретённый в двадцатых годах, стала в полной мере хроматической.

Обучение и постановка аппарата

Звукоизвлечение

Первая ознакомление ученика с валторной необходимо начать с Bazinga (Вибрация губ).

Для того чтобы извлечь первые звуки на духовым инструменте необходимо заставить губы вибрировать, так как сразу на инструменте это сделать тяжело то можно начать с базинга без мундштука и с мундштуком после чего можно переходить к извлечению звуков на валторне.

Необходимо слегка напрячь и сомкнуть губы после чего подуть, добившись вибрации в губах можно подставлять мундштук.

      Мундштук ставится на середину слегка растянутых губ: ⅔ на верхнюю губу, ⅓ – на нижнюю. Уголки рта должно быть сомкнуты. При извлечения звука не следует надувать щеки и допускать просачивания воздуха из уголков рта. Необходимо избегать через мерного давление мундштука на губы.

 

Общая постановка

      При игре на валторне особое внимание следует уделять правильному положению учащегося корпуса, При игре на валторне особое внимание следует уделить правильному положению учащегося корпуса, головы, руки правильному положению инструмента.

      Корпус должен быть прямым, грудь развёрнута. Голову следует держать прямо. Всякая отклонения головы вперёд, назад или в сторону отрицательно сказывается на положением мундштука на губах, а следовательно, и на качество звучания инструмента.

      При подготовке игре, валторна берётся в левую руку, пальцы который (указательный, средний и безымянный) в полусогнутом положении кладутся на клапаны вентильного механизма. Кисть правой руки не глубоко вводится в раструб инструмента.

Дыхание

      При обучение игре на духовых музыкальных инструментах огромное значение имеет правильное дыхание. Поэтому педагог должен уделить особое внимание развитию учащихся исполнительского дыхания.

      Учащимся необходимо не только научиться правильно дышать, но иметь верные представления о работе органов всей дыхательной системы.

      Существуют три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанные (грудобрюшное).

      Грудной тип дыхания характеризуется изменением объема грудной клетки, главным образом, за счёт сокращения межрёберных мышц и целого ряда мышц, идущих от позвоночника к грудине. При этом типе дыхания активность диафрагмы не значительная, вследствие чего объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении.

      Брюшной тип дыхания характеризуется активной деятельностью диафрагмы и нижних ребер. При вдохе диафрагма опускается вниз, что дает возможность увеличить объем грудной клетки в вертикальном направлении. Отличительными особенностями брючного типа дыхания является лёгкость и свобода вдоха при сравнительно небольшом объеме вдыхаемого воздуха.

      Смешанное (грудобрюшное) дыхание характеризуется тем, что в нём активно участвуют весь дыхательный аппарат и играющий по-своему желанию может различным образом изменять деятельность дыхательных мышц, то есть активизировать работу грудной клетки или диафрагмы.

      Этот тип дыхания является наиболее целесообразным при исполнении. Он позволяет играющему свободно регулировать дыхание в зависимости от построения музыкальные фразы.

Работа языка при игре на инструменте

      Извлечения звука на духовых инструментах связано с движением языка.

      При извлечении звука язык, являющейся как бы своеобразным клапаном, отталкиваясь от губ вовнутрь, пропускает выдыхаемый струи воздуха в губную щель. Струя воздуха вызывает вибрацию наружных покровов губ, находящихся чашечке мундштука.

      Основными приемами звукоизвлечение при игре на валторне являются:

      а) Легата -штрих, при котором звуки исполняются связно, на одном выдохе. Язык находится в спокойном состоянии, а переход с одного звука на другой происходит за счёт изменения напряжения губных мышц и давление струи воздуха. Движение языка необходимо только для извлечения первого звука.

      б) Деташе -штрих, при котором каждый звук извлекается отдельно, но звучит широко. Начало каждого звука должно быть определённым и твёрдым, а продолжительный звука выдерживается полностью.

      в) Стаккато -штрих, при котором каждый звук извлекается отдельно, но не поддерживается полностью. Начало каждого звука должно быть чётким твёрдым а продолжительность звука укорачивается примерно вдвое.

      г) Портаменто -штрих, при котором каждый звук исполняются с помощью главного движения языка. Начало каждого звука должно быть мягким, продолжительность звука поддерживается полностью. Переход от звуков звуку исполняется очень плавным толчком языка.

      д) Нон легато -штрих, При котором каждый звук извлекается отдельно плавным движением языка. Начало звука должно быть мягким, продолжительный звука немного укорачивается.

Заключение.

      Занятия на духовых инструментах помогает детям развить дыхание и музыкальный творческий потанцевал, а детям с заболеваниями дыхательных путей рекомендуются занятия на духовых инструментах. При занятиях ученик учится лучше контролировать свое дыхание и чувствовать диафрагму и внутренние мышцы брюшного пресса, а у астматиков дыхание становится ровным и чистым пропадают хрипы, одышка и спазмы в лёгких.

      Для популяризации инструмента необходимо больше проводить концертов среди учащихся среднеобразовательных школ. Организовать походы на концерт симфонической и духовой музыки.

      А среди учащихся на духовых инструментах также необходимо проводить больше концертов и конкурсов между музыкальными школами для создания внутренней конкуренции и роста будущих музыкантов.

     

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: