Наряду с воспитательными мероприятиями с воспитанниками проводятся занятия согласно плану индивидуального сопровождения по семейному устройству.
«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».
Ф. М. Достоевский.
Исходя из человеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.
Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.
Семья выступает, как мощный инструмент социальной адаптации, становления позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей—один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения.
Актуальность темы обуславливается тем, что в настоящее время развитие замещающей семейной заботы в Российской Федерации является важнейшим ориентиром социальной государственной политики. Национальная стратегия действий в интересах детей ,утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.12г.№ 761 ориентирует нас на обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот. Конвенция ООН о правах ребенка, ст.54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.
Одной из основных задач деятельности нашего учреждения является организация работы по семейному устройству детей, сокращение сроков пребывания воспитанников в Центре семейного устройства» и успешная адаптация детей-сирот в новой семье. Предметом деятельности Центра является предоставление услуг по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей , подготовке и сопровождению, возвращению детей в кровные семьи.
Цель: создание условий для успешной адаптации ребенка в условиях семьи посредством организации воспитательных мероприятий.
Основные задачи:
- Определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
- Сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;
- Сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций и т.п.;
- Развивать эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
- Способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
- Создать условия для благополучного прохождения периода адаптации ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
- Учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей
- , на всех этапах семейного жизнеустройства.
Главным результатом реализации программы является готовность ребенка к устройству в принимающую семью.
Критерии оценки готовности ребенка к жизни в семье:
- Ребенок имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи;
- У ребенка сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении;
- В структуре идентичности ребенка значимое место занимают семейные роли;
- У ребенка развиты представления обособенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия;
- Развиты коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптпции;
- Развиты элементы совладающего поведения, навыков эмоциональной саморегуляции.