ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 176
  • Скачиваний: 2

    Обучение грамоте- ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласныетянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Асогласныесогласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь".

    Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные

звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

    Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].
 Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

     Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв?(звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

    - написать букву в воздухе, на столе;

    - выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

    - написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

    - выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

    - вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

    - вылепить из пластилина, теста;

    - написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

    - выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
В процессе коррекционного обучения выделяется система специальных упражнений направленных на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях:
· подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова;
· формирование навыка беглого послогового чтения.
Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа «ива», «Аня», «утка». Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа «ауи», «оэы», определяя, сколько звуков, какой звук 1й, 2й, 3й. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак, а также проводить анализ и синтез сочетаний типа «ап», «ук», «от» (сколько звуков, какой звук 1й, 2й) после чего дети определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак, дуб). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «согласный звук», «гласный звук».
Далее детей учат разделять слова на слоги по количеству гласных звуков, составлять схему односложных и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и синтез слов типа «суп», «косы», «утка». Дети усваивают качественную характеристику звуков: твердых и мягких.
Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова.
 Постепенно задания усложняются: подобрать соответствующие слова к заданной модели (глухой согласный - гласный – звонкий согласный – гласный, ответ - козы) .

                              Желаем Вам успехов!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: