Сегодня нами будет затронута тема пальчиковых игр с детьми. При движении пальцев рук и кистей идет тренировка не только руки, но и некоторых отделов головного мозга-это было в начале замечено, а позже и доказано ученными, занимающимися вопросами изучения головного мозга. Давно было подмечено, что развитие моторики руки и артикуляционного аппарата ребенка шло параллельно. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как держит ребенок ложку и карандаш, как справляется с ножницами, кисточкой и пластилином.
Педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Но еще раньше нашими предками была подмечена зависимость речи и руки ребенка. Следуя этому знанию наши предки придумали множество игр, способствующих развитию мелкой моторики руки ребенка: "Ладушки", "Сорока-белобока". Большое значение для развития моторики руки имеют игры с мозаикой, мелким конструктором, вкладышами, шнуровками, крупяными куколками, пластилином, рисование по точкам.
Наиболее приемлемыми играми по развитию моторики руки являются пальчиковые игры, их можно использовать в любом месте, для их хранения не нужно много места, ими может овладеть как педагог, так и родитель. Когда ребенок вместе с движениями запоминает стихотворение, это способствует развитию памяти. Но возможно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно возможно! Можно научить ребенка самостоятельно сочинять целые истории и показывать их пальчиками и кистью рук. Для пальчиковых игр можно использовать любые детские стихотворения и потешки, песенки, сказки. Так же существует множество пособий и авторских книг по пальчиковым играм.
Пальчиковые игры для детей
Рассмотрим различные примеры пальчиковых игр, а также пальчиковые игры-загадки.
Народные пальчиковые игры
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры и потешки.
Несколько таких игр используются в работе с детьми.
удалось добиться явных положительных изменений, которые особенно заметно проявились в развитии речи и в рисунках детей.
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
Малыш показывает, где глазки.
Какие у Ванечки ручки!
Малыш показывает ручки.
Какие у Ванечки ножки!
Малыш показывает, где ножки.
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
Паровоз гудит: «Ду-ду!» (ходьба топающим шагом друг за другом)
Паровоз гудит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А вагоны стучат,
А вагоны говорят:
«Так-так-так-так». (4 раза)
Потешка«Гуси» из книги Т. Ю. Бардышевой «Умелые пальчики».
➀ Белые гуси
➁ К ручейку идут,
➂ Гусяток ведут.
➀ Белые гуси
➃ Вышли на луга,
Крикнули гуси,
➀ Белые гуси,
➄ - Га! Га! Га!
Пальчиковые игры-загадки
Хотелось бы остановить ваше внимание на очень полезных и интересных для детей пальчиковых играх-загадках. Взрослый с помощью рук изображает какой-либо предмет, а ребѐнок должен отгадать, какой именно. Можно подобрать картинки, которые помогут малышу найти правильный ответ. («Угадай, что показывают пальчики, и найди похожую картинку.») После того как предмет отгадан, предложите ребѐнку самому изобразить его.
«Очки». Обеими руками изобразите «колечки» — соедините большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимите руки и поднесите их к глазам.
«Домик». Прямые ладони соедините под углом, кончики пальцев соприкасаются.
«Лодка». Ладони с прижатыми друг к другу пальцами и соединѐнные «ковшиком» поставлены на ребро. Если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка». Соедините в кольцо большой и указательный пальцы одной руки. Внутри получившегося «колечка» соедините большой и указательный пальцы другой руки — получается цепочка. Цепочку можно сделать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т. д.
«Шарик». Пальцы каждой из рук собраны в «щепотку» и соприкасаются друг с другом кончиками. Подуйте на них (пальцы при этом раздвигаются, но по-прежнему соприкасаясь кончиками — получается своеобразный шар). Затем воздух из шарика «выходит» и пальцы принимают исходное положение.
«Грабли». Выпрямляйте напряжѐнные полусогнутые пальцы.
«Корзина». Соедините пальцы в замок, локти раздвиньте. Соединѐнные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку).
Надеюсь, что эти советы помогут не только в развитии речи ребёнка, но и в интересном время провождении Вас и Вашего ребёнка.
Подобный материал можно найти:
- в сети интернет;
-Привет,ладошка!
Развитие мелкой моторики 3-5 лет Т.Ю.Бардышева.
Издательский дом Карапуз.
-Мой мизинчик, где ты был?
Развитие мелкой моторики 3-5 лет.
Т.Ю.Бардышева.
Издательский дом Карапуз.
-Кулачки – ладошки от 5 лет.
Т.Ю.Бардышева.
Издательский дом Карапуз, и т.д.