Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми, утренний групповой сбор. Можно ли назвать ростками нового эти формы работы с детьми? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно дав- но и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.). Предшественниками тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей.
Технология группового сбора помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач. Цикл «План – дело – оценка» создает для воспитателя технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно делового развития детей в ситуации естественного социально эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
СТРУКТУРА ГРУППОВОГО СБОРА
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)
- мин.
- Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2-5 мин.
- Обмен новостями 2-10 мин.
- Планирование
Примерный план задач утреннего сбора:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день - «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- прививать навыки культуры общения (приветствия);
- учить:
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Примерный ход утреннего сбора: (средняя группа)
Звучит фонограмма песни (приемлемая для данной группы)
Дети встают в круг, руки – на плечи друг другу и произносят слова приветствия:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы:
“Один за всех и все за одного”.
Берут подушки и садятся на них, создавая круг. Повторяют правила, составленные самими детьми:
- Говорит один – тот, у кого в руках “волшебный мячик” (микрофон, клубок и т.п.).
- Говорить кратко, но самое значимое, интересное.
- Не перебивать говорящего.
Проводится игра “Покажи свое настроение”: тот, у кого в руках мяч (он передается по кругу), показывает мимикой какое у него сейчас настроение, другие пытаются его разгадать. (В другом варианте дать одному ребенку картинку с нарисованным “настроением”, он пытается воспроизвести его на своем лице, остальные отгадывают, что же он изображает)
- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей радостной новостью: я с сыном вчера, в воскресенье, ездили в парк, где катались на лыжах и с горки на санках. А какие новости у вас? Мяч продолжает передаваться по кругу, давая возможность высказаться каждому. Новости не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим). Новости принимаются как факт.
- Дети, представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому ребенку, задаю вопросы:
- Что ты хочешь сегодня сделать?
- Когда у тебя появилась эта идея (замысел)?
- Что тебе нужно для выполнения своей идеи?
- Где это можно найти?
- С чего ты начнешь?
- Тебе нужны помощники?
- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?
- Как вы распределите свою работу? И т.п.